11 декабря 2022
«СОЛЯРИС»: СПЕКТАКЛЬ С КОСМИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРОЙ
Проект «Солярис» представит новый взгляд на одноименный роман Станислава Лема за счёт использования современных технологий: решение игрового пространства будет построено исключительно на взаимодействии артистов со светом, лазерами, голограммами и видеопроекцией. Фотоника заменит традиционные для театра декорации и костюмы и создаст космическую атмосферу другой планеты, здесь и сейчас погружая зрителя в будущее.
Героями нашего материала стали директор Центра компетенций НТИ «Фотоника» Николай Косвинцев, исполнительный директор Театра-Театра Егор Мухин и режиссёр спектакля «Солярис» Александр Пронькин. Три таких разных и интересных взгляда на премьеру мы представим нашим зрителям.
Как родилась идея проекта?
Николай Косвинцев: Идея создания научно-технологического спектакля с применением сквозной технологии «фотоника» родилась, в некотором роде, спонтанно. Вместе с коллегами из Центра компетенций НТИ «Фотоника» на одном из совещаний рассуждали о разных вариантах популяризации фотоники среди жителей Пермского края и России. В ходе разговора была выдвинута идея, что интересно было бы соединить науку и искусство. После этого мы стали рассматривать различные варианты подобного взаимодействия. В итоге было принято решение связаться с Пермским академическим Театром-Театром для постановки научно-технологического спектакля.
Чем «сотрудничество» искусства и науки ценно для театра?
Егор Мухин: Для театра сегодня очень важно быть частью образовательного процесса, и нам ценно, что спектакль «Солярис» делает науку доступнее, легко и понятно презентует сложные технологии. Аудитория Театра-Театра уже превысила 150 тысяч зрителей в год, то есть каждый шестой житель Перми сможет познакомиться с фотоникой и увидеть опыт художественного освоения оптических технологий на сцене театра.
Как в спектакль встроена фотоника?
Александр Пронькин: «Солярис» – инновационный проект. Благодаря сотрудничеству искусства и науки на «Сцене-Молот» появится спектакль, где фактически не будет декораций – художественный мир создаст свет: лазеры, голограммы, световые эффекты. Отдельно в фойе будет организована экспозиция, где зрители смогут познакомиться с последними достижениями в области фотоники.
Сочетание научных технологий и технологий театральных мне кажется очень интересным – оно создает другую природу театра. В «Солярисе» мы применим совершенно другую механику театрального действия: сначала зритель увидит пустую сцену без декораций, а потом пространство изменится, трансформируется при помощи видео, лазеров, света. Сцены спектакля и переходы будут выстроены при помощи исключительно световых эффектов. Мы неслучайно выбрали «Солярис», сюжет которого происходит на другой планете – фотоника поможет нам воссоздать футуристическую локацию, другую природу.
Как можно определить жанр, формат этого спектакля?
Егор Мухин: Театр-Театр – «театр театров», в репертуаре которого представлено множество разных жанров – стремится постоянно находить и открывать для зрителей новые грани театрального искусства. Спектакль «Солярис» – наш первый проект в формате Art & Science.
Николай Косвинцев: За рубежом это направление существует давно. В нашей стране также проводятся мероприятия в подобном формате. Но мы с Театром-Театром ввели новое понятие – «научно-технологический спектакль». Разница в том, что мы не просто соединяем искусство и науку для популяризации последней, но и включаем в этот процесс университеты и предприятия для демонстрации достижений отечественной науки и техники. Примера, на который мы ориентируемся, нет. Это будет уникальная история, в которую до нас никто не включался с таким масштабом.
Почему именно «Солярис»?
Николай Косвинцев: В начале работы ни у кого из нас не было представления, на базе какого произведения будет ставиться спектакль. Поэтому мы решили, что для начала необходимо познакомить режиссёра и его команду с фотоникой: как с прикладной её частью, так и с теоретической. Так, мы провели ряд экскурсий на предприятия и площадки членов консорциума, а также консультации с учеными. В результате команда Театра-Театра выбрала роман Станислава Лема «Солярис» и представили нам свой концепт того, как они видят его постановку на сцене с применением фотоники.
Александр Пронькин: Получив предложение о сотрудничестве от НТИ «Фотоника», мы рассматривали разные варианты – произведения братьев Стругацких, других российских и зарубежных авторов, но в итоге остановились на «Солярисе» Станислава Лема. Это достаточно пластичный, очень философский материал, при этом там есть сюжет – отчасти романтичный, отчасти глубоко психологический. Многие знакомы с одноименным фильмом Тарковского, но наш спектакль будет очень отличаться от него по эстетике. Впрочем, философичность тоже будет присутствовать: там очень интересный разговор о Боге, о памяти, о конечности человеческой жизни.
Потребовалось ли вам изучить что-то новое для себя, чтобы создать этот спектакль?
Александр Пронькин: Да, во что-то пришлось вникнуть, погрузиться. Благо, у меня первое образование инженерное, поэтому мне комфортно интегрировать в театральное пространство технологии. Здорово, что наши партнеры организовали для нас экскурсии в НТИ «Фотоника», на «ПНППК», в детский технопарк «Кванториум Фотоника».
Важно, что у спектакля «Солярис» прекрасный московский художник – Мария Левина. Не каждый сценограф взялся бы за этот проект, ведь это работа не с физическим пространством, не с декорациями, а с другой эстетикой. «Солярис» – фокус, другое измерение, большая иллюзия, которую мы создаём. Фактически, у Лема это заложено в произведении: иллюзия пребывания на другой планете.
У нас вообще собралась прекрасная команда: и художники, и композитор, и артисты. В спектакле задействовано 6 актеров, два из которых «выйдут на сцену» только на видео, а также 3 артиста балета Театра-Театра.
Что «Солярис» даст зрителю, чем удивит?
Александр Пронькин: Зрителю это, однозначно, даст другой режим восприятия и новые эмоции от театра. Для меня же использование передовых технологий – это возможность поработать над другими механизмами создания театрального пространства, по-другому решить мизансцены. Кстати, кроме визуальной составляющей в «Солярисе» будет еще и классное звуковое оформление. Хочется создать именно другой диалог со зрителем на экспериментальной территории.
Егор Мухин: Сейчас никого не удивить видеоэкранами или проекционным оборудованием на сцене – это давно стало нормой для театральных проектов. Такие прогрессивные технологии как фотоника расширяют наши возможности. Через новый инструментарий мы можем показывать новый взгляд на мир.
Николай Косвинцев: Самое главное для нас – чтобы стало стыдно не знать, что такое фотоника, и чтобы у людей появился реальный интерес к технологии, которая меняет нашу жизнь.
Спектакль «Солярис» является совместной продукцией Центра компетенций НТИ «Фотоника», ПГНИУ, ПАО «ПНППК» и Пермского академического Театра-Театра.
Подпишитесь на рассылку и узнайте о премьерах и акциях первыми