22 декабря 2021

СТИМПАНК В СПЕКТАКЛЕ «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ»

Театральные постановки по мотивам сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» в основном подражали мультфильмам – по крайней мере, визуально. Охрана в постановке Самарского академического театра оперы и балета практически не отличается от своего прототипа из мультфильма Ковалевской. Трубадур из спектакля Мариинского театра носит точно такие же красные брюки-клёш, как и Трубадур в мультфильме, и т.д. Даже если герои сказки попадали на каток, становясь персонажами ледового шоу, это всё ещё были Бременские музыканты из любимого мультфильма. В Театре-Театре «Бременских музыкантов» поставил в 2011 году режиссёр Дамир Салимзянов. Вместе с художником Олегом Головко они создали свою версию «Бременских музыкантов». Постановочная команда поместила знакомых и любимых с детства героев в эстетику стимпанка. 

DSC_0086.jpg
Фотограф Елизавета Бельских

Стимпанк – стилизованная под Викторианскую Англию фантазия на тему альтернативной истории человечества, в которой победило не электричество, а паровые механизмы. Ключевой элемент, характерный для героев, принадлежащих условному королевству, – шестерёнки. Ими унизаны шляпки придворных, короны Короля и Принцессы, они есть на шляпе у Сыщика. Платья придворных сконструированы таким образом, что спереди открыт каркас кринолина, на котором зафиксировано несколько хорошо различимых шестерёнок. 

DSC_0126.jpg
Фотограф Елизавета Бельских

В костюмах королевской охраны используются элементы английского колониального стиля и детали военно-воздушной техники. Это также отсылает к образу Викторианской Англии, преломившейся в эстетике стимпанка, ведь в Викторианскую эпоху активно развивалось воздухоплавание. 1840-е годы ознаменовались появлением летательных аппаратов с паровым двигателем, а стиль стимпанк своим названием обязан именно паровым двигателям: пар по-английски – steam. Кстати, воздухоплавание и его история вдохновили режиссёра «Бременских музыкантов» Дамира Салимзянова на постановку ещё одной музыкальной сказки – «Летучий корабль». 

DSC_0090.jpg
Фотограф Елизавета Бельских

Другие атрибуты стиля стимпанк принадлежат музыкантам и Трубадуру: заклёпки на плаще Трубадура, пиджаке Петуха и жилетах Осла, Пса и Кота; очки характерного дизайна (гогглы) на шляпах и цилиндрах и тяжёлые ботинки у всех музыкантов. 

DSC_0180.jpg
Фотограф Елизавета Бельских

В спектакле, как и в мультфильме, «заграничные певцы» являются карикатурными образами. Певцы выступают в неестественно объёмных париках, тёмных очках, пиджаках кричащих цветов, рубашках с пышными жабо и расклешённых брюках с ярким принтом. Такой имидж контрастирует с обычными костюмами животных-музыкантов, и атрибуты стимпанка в образах «заграничных певцов» отсутствуют: это, как и в мультфильме, яркая и отвлекающая внимание маскировка. 

Основная жёсткая подвижная декорация спектакля, когда зрителям видны все её элементы, при взгляде из зала напоминает музыкальную шкатулку или даже механический орга́н (планки, шестерёнки, трубы), что связывает её с символическим пространством дворца. Одновременно условные «окна» дворца, круглые «иллюминаторы» с заклёпками и проволокой, отсылают к эстетике стиля стимпанк. Кстати, расцвет популярности оркестри́н (механических органов) пришёлся на Викторианскую эпоху. А вот музыкальные шкатулки уже постепенно выходили из моды, уступая месту фонографам – первым прибором для записи и воспроизведения звука. В спектакле именно фонограф с записью голоса сбежавшей Принцессы помогает гениальному Сыщику взять её след. 

DSC_0243.jpg
Фотограф Елизавета Бельских

Важную роль в сценографии спектакля играет сценический свет. Значительная часть действия спектакля происходит в условно ночное время, и свет звёзд передаётся художниками спектакля с помощью прожекторов, находящихся за задником и направленных в сторону зрительного зала. В чёрном заднике сделано множество мелких отверстий, обшитых металлическими люверсами – это ещё одна вариация стимпанковских заклёпок. 

Если в мультфильме образы разбойников были взяты из советского кинематографа, то в спектакле можно заметить отсылку к классической литературе. Пальто-великан из мультфильма трансформируется в четыре шинели-призрака, что отсылает к известной повести Гоголя. Эти шинели, скрывающие животных-музыкантов, появляются сначала в избушке разбойников, а потом в сцене похищения Короля. Именно они, а не пирамида животных, как в мультфильме, пугают разбойников. 

Спектакль Дамира Салимзянова «Бременские музыканты» появился в Пермском академическом Театре-Театре 10 лет назад. 25 декабря 2021 года любимую многими пермяками сказку ждёт значительное обновление актёрского состава. Пришло время новых весёлого Трубадура и прекрасной Принцессы. Бродячих артистов Осла, Кота, Пса и Петуха сыграют другие актёры. Даже Сыщик предстанет перед зрителями совсем иным (но неизменно гениальным). Сказка продолжается!