11 ноября 2024

«ВСЕ МОИ ГЕРОИ ЖИВУТ ВО МНЕ…»

11 ноября свой творческий юбилей отмечает артист Анатолий Смоляков. Наш театр не был единственным в его жизни, но именно его сцене Анатолий Михайлович отдал 35 лет, именно сюда пришёл после училища и именно сюда вернулся после 10 лет творческих поисков.

«Все мои герои живут во мне», – сказал Анатолий Смоляков в одном из интервью. Что ж, вы удивитесь, насколько он «густонаселён»: в одном только нашем театре за 35 лет он сыграл никак не меньше 70 ролей, а сегодня выходит на сцену в 11 спектаклях большой сцены ТТ и «Сцены-Молот» – и это не считая Мармеладова в «Раскольникове», когда артист без видимых усилий «пробивает» своей энергетикой целый заводской цех.

 Никита.jpgАнатолий Смоляков в роли Мармеладова в спектакле «Раскольников». Фото Никиты Чунтомова.


ЛИРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО

Будущий артист родился в городе Куйбышеве (такое имя носила тогда Самара), а после окончания школы поступил в Высшее театральное училище имени Михаила Семёновича Щепкина при Государственном академическом Малом театре. Его мастером курса был заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Багратович Монахов. В архиве театра хранится характеристика на студента Смолякова А. М.:


«Творческий диапазон выпускника Анатолия Смолякова достаточно широк: от Сени Горина в «Старых друзьях» Малюгина до Валера в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера. Его дарованию свойственно тёплое, лирическое начало. Приятные внешние данные, умение самостоятельно трудиться, владение вокалом драматического артиста под собственный аккомпанемент на гитаре ставят молодого артиста в ряд хороших выпускников 1977 года. Чуткий товарищ, ответственный комсомолец – таков Анатолий Смоляков».


После окончания учёбы Смолякову по распределению полагалось отправляться либо в Брест, либо в родной город. Но в последний момент режиссёр по фамилии Матвеев позвал выпускника в Пермь. Уже позже выяснилось, что вместе со Смоляковым в этот город служить искусству отправился институтский друг и сосед по комнате: они случайно пересеклись в Москве и прилетели на Урал на одном самолёте. Значит – судьба?..


 Гнездо глухаря Пров.jpgАнатолий Смоляков в роли Прова в спектакле «Гнездо глухаря». Фото из архива Театра-Театра.


ГОДЫ СТРАНСТВИЙ

Приказ о зачислении Анатолия Смолякова в штат Пермского драмтеатра датируется 5 августа 1977 года. Первая разлука с театром произошла двумя годами позже – артист отбыл проходить армейскую службу. После возвращения в Пермь 1981 году прошло всего 4 года, когда Смоляков отправился в Братск – открывать там театр:

«Взыграла молодость, жажда романтики: великий город-легенда, воспетый в песнях… Меня потянуло туда. Правда, не всё сложилось так, как хотелось. Театр так и не начал работать, там сменилось руководство. Но я не жалею, что и этот этап был в моей жизни. Я уехал в Екатеринбург, где проработал десять лет».


Свердловский драмтеатр, однако, не стал конечным пунктом творческого маршрута Анатолия Смолякова. В 1995 году он вернулся в Пермь – в тот театр, в котором началось его служение искусству. С тех пор прошло уже почти 20 лет, но и сегодня сложно представить наш театр без Анатолия Михайловича.


Кстати, пресса утверждает, что именно Анатолий Смоляков в качестве участника театра-студии «Арлекин» в 1983 году принёс начинающему режиссёру Борису Мильграму пьесу Эдварда Олби «Случай в зоопарке» и таким образом оказался у истоков известного спектакля, который сформировал режиссёрский стиль своего будущего художественного руководителя.

 опять Никита.jpgАнатолий Смоляков и заслуженный артист России Владимир Сырчиков в роли русских мужиков в спектакле «Раскольников». Фото Никиты Чунтомова.


ОБЪЯВЛЕНА БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Самой первой ролью Анатолия Смолякова на нашей сцене стал Джим в «Продавце дождя» по Ричарду Нэшу – младший сын старого фермера Карри. Молодому артисту предстояло ввестись в спектакль, который спаянный ансамбль играл уже не один год. И этот ввод под чутким руководством художественного руководителя Пермской драмы Ивана Тимофеевича Бобылёва готовился целых полгода. Но недаром во всех характеристиках и статьях, хранящихся в театральном архиве, Смолякова отмечают как целеустремлённого, трудолюбивого человека с ответственным и вдумчивым отношением к каждой работе – ввод был успешен, и за ролью Джима последовали десятки других. Главные и второстепенные, героические и характерные, положительные и отрицательные – Анатолий Смоляков одинаково органичен в русской и зарубежной классике, в современной драматургии, ему равно подвластны трагедия и комедия.


В трудовой книжке артиста особенное место занимают благодарности: «за творческие достижения в спектакле», «за качественный, добротный ввод» и так далее. Послужной список Анатолия Смолякова насчитывает более 70 ролей! Постараемся упомянуть их все:


  • Аленький цветочек – Парень в хороводе

  • Алые паруса – Хор (ранее – Меннерс-старший)

  • Антигона – Хор

  • Антракт – Пётр

  • Без вины виноватые – Миловзоров

  • Белоснежка и семь гномов – Понедельник

  • Божьи коровки возвращаются на Землю – Аркаша

  • Бременские музыканты – Охрана, придворный

  • Варвары – Монахов

  • Василиса Прекрасная – Иван

  • Васса Железнова – Евгений

  • Ведьмы – Юра

  • Великий государь – Фёдор

  • Винил – Дознаватель; Сотрудники особого комитета; Горожане

  • Владимирская площадь – Ихменёв

  • Всё как в сказке – Дракон

  • Гамлет – Клавдий

  • Гнездо глухаря – Пров

  • Дама с камелиями – Гастон

  • Деревья умирают стоя – Другой

  • Дикие лебеди – Яльмар

  • Доктор Живаго – Виктор Ипполитович Комаровский

  • Жизнь человека – Массовые сцены

  • Завтрак с неизвестными – Офицер

  • И был день – Пастушок

  • Игра в фанты – Артём; Никита

  • Кабанчик – Алексей

  • Калигула – Сенаторы, патриции, поэты, охранники

  • Катерина Измайлова – Полицейские; Мужской хор

  • Князь Серебряный – Князь Серебряный

  • Крошка – Огюстен, секретарь

  • Лев зимой – Филипп, король Франции

  • Летучий корабль – Министры

  • Маленькие трагедии. Часть вторая – Священник

  • Малыш и Карлсон, который живёт на крыше – Пелле

  • Мандат – Валериан

  • Маузер – А (человек)

  • Месье Амилькар, или Человек, который платит – массовые сцены

  • Месяц в деревне – Ракитин

  • Моя парижанка – Жермен Виньон

  • На золотом дне – Вася Воротов

  • Невеста из Парижа – Володя, сын Веры Евдокимовны

  • Недоразумение – Ян

  • Обыкновенная история – Адуев-младший

  • Остановите Малахова – Антон

  • Отцы / Дети – Русские мужики

  • Памела Жиро – Жозеф Биш

  • Парижский уикенд – Фредерик

  • Пигмалион – Хигинс

  • Пиковая дама – Гробовщик

  • Пир во время чумы – Священник

  • Поминальная молитва – Урядник

  • Последние – Александр

  • Продавец дождя – Джим

  • Пьяные – Карл, банкир

  • Разгром – Мечик

  • Раскольников – Семён Мармеладов

  • Священные чудовища – Репортёр

  • Сердце не камень – Халымов

  • Синие кони на красной траве – Леньков; Ведущий

  • Сирано де Бержерак – Его сын

  • Снежная королева – Сказочник

  • Солярис – Сарториус

  • Стеклянный зверинец – Том Уингфилд

  • Страсти под крышей – Виктор

  • Таланты и поклонники – Мартын Прокофьич Нароков

  • Три товарища – Официант

  • Фантомас – Доллон

  • Царевна-лягушка – Иван

  • Чайка – Медведенко

  • Эмигранты – АА

 

Чунтомов Никита опять.jpgАнатолий Смоляков в роли А (Человека) в спектакле «Маузер». Фото Никиты Чунтомова.


ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ

Кажется, с каждой ролью из этого внушительного списка у Анатолия Михайловича связана какая-нибудь интересная история. Поделимся одной из них – о спектакле «Снежная королева», где артист играл роль Сказочника:


«Я выхожу на сцену в финале второй картины и по сюжету должен достать пистолет со словами: «Не двигайтесь, король, иначе я выстрелю». А я забыл взять пистолет!.. И начал «стрелять» зонтиком, который был под рукой. Изменилось, казалось бы, немногое, но этот момент вызвал такой восторг у детей (которые моментально поверили мне – разве пистолет может быть у Сказочника? Он должен использовать волшебство), что после мы играли, конечно, только с зонтиком».


К маленьким зрителям Анатолий Смоляков относится с большим теплом. Уже давно он сотрудничает с театром «Туки-Луки» и их режиссёром Алексеем Мироновым. Артист даже освоил мастерство кукловождения! Для спектакля «Кот в мешке» (2015) Анатолий Михайлович сам написал инсценировку и сыграл в нём роль Гончара, а в «Красной шапочке» (2021) исполнил сразу две очень разные роли: Пекаря и Волка. Но в «Туки-Луки» играют спектакли не только для детей: в 2013 году Ярослав Колчанов и Алексей Миронов поставили для Анатолия Смолякова моноспектакль «Вишнёвый сад», где знаменитая чеховская пьеса рассказывается зрителям от лица Фирса. Спектакль получил диплом I Межрегионального фестиваля-конкурса моноспектаклей «МОНОfest»-2014.

В качестве приглашённого артиста Анатолий Смоляков также играл в спектакле Пермского ТЮЗа «Охота жить», в спектакле Дома Актёра «Солнечные парни». А ещё в его актёрской карьере есть роль в документальном кино: как актёр озвучания Анатолий Смоляков принял участие в фильме Павла Печёнкина «Варлам Шаламов. Опыт юноши» (2014).


ещё Никита.jpgАнатолий Смоляков в роли Сарториуса в спектакле «Солярис». Фото Никиты Чунтомова.


ЕГО НЕ ПЕРЕПУТАЕШЬ НИ С КЕМ

Художественный руководитель Театра-Театра Борис Леонидович Мильграм отзывается об Анатолии Смолякове не только с уважением, но и с искренним теплом:


«Толя каждый раз подтверждает, что он первоклассный артист с очень сильной энергетикой и свойственным только ему обаянием. На сцене его не перепутаешь ни с кем. Я счастлив, что в труппе Театра-Театра есть такой артист, на которого режиссёр всегда может опереться. Смоляков может сыграть практически любую роль – это актёр «вне амплуа» с предельно широким творческим диапазоном. Может играть доброго страдающего отца, крайне отрицательных героев, а может – мужчин, за которыми пойдут женщины. Особенно ему удаются «острые» роли, где нужен особый актёрский глаз. Есть артисты, к которым я неравнодушен, – они занимают часть моей жизни и пространства моего театра. И Толя – часть этого театра».


Поздравляем с творческим юбилеем, дорогой Анатолий Михайлович!