Пермские боги
Подробное описание
Действующие лица
Фестивали и награды
Видео и аудио
Статьи и рецензии
Материал Натальи Земсковой для Пермской краевой общественно-политической газеты «Звезда»
Вскоре в «Пермских богах» впервые сыграют новые артисты, и в преддверии возвращения спектакля на пермскую сцену мы побеседовали с режиссёром.
14 и 15 октября 2020 года Театр-Театр показал спектакль «Пермские боги» Дмитрия Волкострелова на сцене театра им. Вл. Маяковского в Москве в рамках фестиваля «Золотая Маска»–2020.
Российский литературный журнал «Современная драматургия». Материал Ильи Губина
Musecube. Материал Алены Южаковой
Актеры «Пермских богов» о том, как они чувствуют себя «внутри» спектакля, за что любят эту постановку и почему не расстраиваются, если кто-то, не досмотрев конца, уходит из зала.
Петербургский театральный журнал. Материал Татьяны Тихоновец
Радио «Эхо Москвы» в Перми
Режиссёры Дмитрий Волкострелов и Владимир Гурфинкель и президент Пермской художественной галереи Надежда Беляева рассказывают о совместном проекте Театра-Театра и галереи
Отзывы зрителей
50Быт и антураж хорошие. А вот одновременно слушать 3х человек (один читает Стихи, второй отзывы из книги галереи, третий рассказывает интервью людей на тему веры), причем каждый говорит что-то свое - и разобрать всё вместе очень сложно, отсюда смазанное впечатление.
Лично мне Хотелось окунуться в легенды, факты, в саму историю. Если бы разделили и добавили умной начинки, люди уходили бы со спектакля с маленьким багажиком интересных знаний.
Меня захлестнул такой шквал эмоций,что не передать словами.
Детство.
Бабушка, дедушка которых уже нет(((((
После первого просмотра я поняла для себя, что к этой работе надо писать строгое предупреждение по типу "Вход запрещён" для лиц, озабоченных ярким сюжетом и динамикой действий. ИМХО, но лучше идти с настроением и способностью помедитировать и отдохнуть от городской будничной суеты. Просто спокойно подышать эти самые 2 часа, забыв о времени, навязчивых мыслях понаблюдать за ритмом действий.
Словом, идти надо, когда нужна передышка.
P.S. Читают одновременно не только отзывы об экспозиции, но и стихи, и ответы молодежи на вопросы: кто такой Бог? кто такой человек? кто такие пермские боги?
Очень понравилось стихотворение И. Бродского, которым начинается спектакль.
Главная претензия в том, что тексты были наложены друг на друга так, что нереально было разобрать слова, только сквозь мгновенные редкие паузы... Я понимаю, что это был замысел, причём очень даже правильный замысел! Но, правда, очень хотелось бы в самом деле услышать тексты!! Стихи знакомы, а вот тексты - увы, они остались неуслышанными! А жаль, потому что очень интересно!!
Ещё осадочек остался от постоянного вкрапления про галерею! Вот места про неё можно было как раз и перекрыть, а так... Ну понятно, что реклама, но уж больно хорош и силен сам спектакль, чтобы опускаться до этой мелочности. Не сомневаюсь, что это требование самой галереи, но как-то приличия бы соблюсти...
А в целом, ребята, спасибо за спектакль! Я специально приезжала из Москвы, чтобы посмотреть, и, скажу вам не только, что ни секунды не жалею, что ехала, а ещё и то, что реально круто у вас получилось! очень сильное впечатление, причём долгое, трансформирующееся и что-то трансформирующее внутри меня. Спасибо за вашу работу! (хотя пожелания про тексты и галерею, - всё равно остаются, но... Тут уж дело хозяйское!...) если случится возможность, с удовольствием сходила бы ещё раз! (спустя время...)
Нельзя сравнивать несравнимое, но по принципиальным приемам напоминает «Волшебную гору» Богомолова. Но если она раздражающе провокативна, то здесь совершенное медитативное действие. А если представить, что декорации расположены среди деревянной скульптуры в одном из залов Пермской художественной галереи, то погружение станет полным и невероятным. Получила искреннее неподдельное удовольствие.
Ночь. Неторопливо, текуче, передвигаются актеры по проложенным для них мосткам. Садятся на ближайший стул к зрителям и полушепотом, идеально на мой взгляд читают стихи. Известные и неизвестные мне, о природе, о прошедшем лете, перебирая пожелтевшие бумажные листки.
День. Нехитрый крестьянский труд и быт. Кто-то пьёт чай, а кто-то моет в тазу ноги, поливая в замедленном темпе водой из ковша.
Ночь сменяет день и так по кругу.
За время спектакля (чуть больше часа) проходит год. Замыкается природный цикл. Ничто не может изменить этот порядок вещей. Актеры рассуждают будто сами с собой. По задумке режиссера одновременно говорили до трёх человек. Каждого хотелось услышать. Надежда на это была жива, пока я поняла, что не успею переработать одновременно три смысловые линии. Отрывки фраз: война была бессмысленна, ради чего мы воевали, университет???, отзывы учащихся, посетивших пермскую галерею с выставкой древностей - пермских богов. Услышала даты: 1968 и 1969 года.
Все очень печально. Безысходно. История нашей многострадальной страны. Иллюстрации пермских Богов, о которых упоминали артисты, в конце спектакля смотрели на нас со стен, подсвеченные прожекторами. Они смотрели на нас, а мы на них.
Мне было бы интересно твоё мнение, если ты уже был на премьере.
Моё однозначно: какие боги - такая и жизнь. Премьера не порадовала.
Вспомнила, что сын, будучи в 11-м классе, писал сочинение на тему «Что такое время?» Читать было интересно, учитель литературы (прекрасный словесник, регулярно читаю его тексты в сетях) похвалил его размышления, но в формат трех букв, до боли раздирающих сейчас многих родителей и детей (ЕГЭ, привет всем, кого касается), они никак не вписывались.
Вот и спектакль не вписывается ни в какой формат. Можно сказать много умных слов, пытаясь определить жанр, и они все будут верными. Перформативность, site-specific, вербатим – все это есть.
Но главное – это ощущение вне времени, в которое спектакль тебя погружает. При том, что время в нем присутствует буквально – на заднике сцены двое электронных часов, одни отсчитывают время от начала каждого эпизода (сезона года), а вторые – от начала спектакля. В котором сюжетного действия как такового нет, зима сменяется весною, затем лето и осень, люди занимаются своими повседневными делами сообразно календарю. Делают заготовки, шинкуя капусту и запасая лук в чулках (кто помнит?), стирают и полощут белье, точат косы, лепят пельмени, пьют чай, загорают и плетут венки. На этот ритм жизни накладываются два пласта текстов – интервью с местными жителями о том, кто такие пермские боги и пермский человек (вот он, вербатим), и отзывы посетителей музея в разные годы. А когда день сменяется ночью, то внешне все застывает и звучат стихи Пастернака, Бродского, Тарковского.
И ты оказываешься между – между реальным временем и временем как абстракцией, которая постоянно вокруг нас, как константой нашего существования. Мы вечно бежим и спешим, у нас полно обязательств и дедлайнов (особенно в конце учебного года), мы боимся что-то упустить или пропустить, и вдруг спектакль становится необходимым камертоном. Требующий внутренней тишины и включенности.
А еще он дает ощущение светлости, несмотря на полумрак в течение всего действия. Ты находишься будто между небом и землей, между деревянными мостками (кстати, не новодельными, а собранных из настоящих досок от старых, разрушившихся домов) и чердачными перекрытиями, и смотришь завороженно-отстраненно, будто медитируя. А с постеров на тебя смотрят пермские боги, и со сцены тоже они, ведь на тех знаменитых деревянных скульптурах изображены лица обычных людей. Мы все в одном ковчеге, как сказала художник Ксения Перетрухина во время обсуждения после спектакля. В галерее есть два видеофрагмента с этого обсуждения, посмотрите, ее слушать очень интересно.
⠀
Надеюсь, что спектакль будет выдвинут на «Золотую Маску» и его привезут снова. Не знаю сцену, на которой он идет в Перми, но камерное пространство сцены Маяковки на Сретенке очень ему подходит.
Режиссёр работает с категорией времени и показывает связь времён. Этот спектакль – попытка увидеть божественное в обыденном. Найти связь пермских людей и пермских богов. Во время просмотра вспоминаешь всё лучшее, что было в жизни: лето в деревне, бабушкин компот, мамины пельмени и папину коробочку из-под кофе с болтами и гайками.
А после спектакля мне не даёт покоя мысль - надо, надо сходить в Галерею, ещё раз посмотреть на наше Пермское богатство - деревянные фигурки, 300 лет назад "резаные" с наших пермских деревенских людей. Вот кто они, наши Пермские боги.
Кстати, я была в Малом зале ТеатрТеатра лет пять назад. Как он преобразился! По стильности, от гардероба до зрительного зала, сцена Молот ТТ посоперничает сейчас с любым московским театром. Прямо очень гордо и радостно за нашу Пермь!
В спектакле показан быт людей в деревне. В те времена, когда ещё верили в бога. А может в богов. Тема русского, славянского быта вообще моя любовь. Очень люблю о нем читать, представляю, как раньше прекрасно было жить (жить вообще всегда прекрасно). И вот в пермских богах я погрузилась в то время. Звуки, тепло, приглушенный свет, размеренные повседневные деревенские дела, которые и есть сама жизнь. В это все вплетены рассуждения о том, что такое бог, боги, люди, пермские люди, пермские боги. Стихи. Отзывы разных лет о выставке пермской деревянной скульптуры. Все это так сплетается в одну теплую светлую картину. И понимаешь, что бог не по углам, бог везде. Бог в тебе и в окружающих. И вера людей в бога безгранична. Она была, есть и будет. Ведь бог это любовь. К миру, к людям, к жизни, к себе.
Мне было так тепло, время замедлялось, когда гас свет и актеры просто постукивали предметами, создавая музыку из простых бытовых действий, я задремывала, но понимала, что так и должно быть. Просто представляла себя ребёнком, который засыпает под эти простые звуки жизни. А потом время ускорялось - включался свет, действия актеров становились активными, я улыбалась, глядя на то, как просты и красивы их движения, как все легко, просто и прекрасно в этой жизни, как она просто и легко течет. И самое вот чудо чудесное - монотонное протяжное пение, которое актеры начинали одновременно, замирая и замедляя время вокруг. Время, которое вроде и текло своим чередом, судя по цифрам, сменяющимся на стене, но по факту оно действительно словно останавливалось.
Не хотелось уходить из зала, как же было хорошо. Театр-Театр - мое место силы. Когда я полностью опустошена, я прихожу в театр и ловлю там столько вдохновения, радости, любви... Все подумываю, что надо туда просочиться на какую-нибудь ставку, чтобы быть там всегда.
Спасибо вам за то какие вы!
Очень красивый спектакль, хрупкий как все ценное и уязвимый как все нежное. Спектакль, где созерцание — жест не пассивный, а активный и ресурсоемкий. Очень хочется поздравить Пермский академический Театр-Театр с таким спектаклем в афише. И очень большое спасибо фестивалю Theatrum и Благотворительный фонд В. Потанина / Vladimir Potanin Foundation, что его показали в Москве совершенно бесплатно, пустив всех желающих. Весь спектакль простоял на ногах, как церковную службу, и простоял бы ещё...
Из тьмы проявляются пермяки, крестьянский быт которых дополнен повседневными звуками, минималистскими вздохами музыки (композитор Дмитрий Власик), стихами, записями книги отзывов Пермской художественной галереи. @permartmuseum И ответами на вычурный вопрос про заглавных «пермских богов». Слова зачастую произносятся одновременно, накладываясь друг на друга и мешая расслышать, фразы становятся шелестом, шорохом, журчаньем.
Зима, весна, лето, осень, опять зима. В этом всевластном круговороте люди живут своей единственной жизнью. Что им пермские боги? И кто они?
«Все что сбыться могло мне, как лист пятипалый, прямо в руки легло...»
Спектакль просто унылый. И да, из него вы не узнаете, что такое Пермские боги.
Явления "мета-мета, пост-пост" во мне чаще всего пробуждают разум, чем чувства. Мне очень интересно различать театральные приемы и инструментарий, выуживать смыслы, анализировать и проводить параллели с другими зрительскими опытами. Но была у спектакля другая сторона медали - про состояние. Его создавал особенный ритм действия, который начинал тебя раскачивать изнутри; возникала атмосфера отстраненности, в которую можно было погрузиться благодаря происходящему на сцене. Еще я каждый раз убеждаюсь, что являюсь фанатам художественных решений Ксении Перетрухиной. Такой вот точечной простоты, которая тебя заводит в другую объемную реальность. И, кстати, для сохранения этой реальности хотелось сделать спектакль еще более камерным, уменьшив количество зрительских мест. <...>
В «Волшебное горе» Богомолова зрителей 40 минут держат в темноте, включая ему кашель и читая стихи, но движняк все-таки приходит в конце – быстро разыгрываются сценки про смерть из богомоловской пьесы. У Волкострелова и этого нет – только спешно бегут секунды на электронном табло, где нам еще показывают время года и часы рассветов и закатов. А на сцене делают свою монотонную работу, часто просто замирая в процессе, крестьяне – мужики и бабы, у которых в избах издавна жили деревянные пермские боги, вырезанные зачастую по образу и подобию хозяев. Свет в зале то тускнеет, то вспыхивает. Иногда зрителю читают комментарии из Книги отзывов пермской художественной галереи, где боги обитают сейчас. Тексты зачитывают сразу несколько голосов, отчего их особо не разобрать. Кто-то был в галерее и восхитился богами в 2006-м, кто-то – в 1965-м. Кто-то оказался там в 2016-м в день моего рождения 4 января. Но какая разница: кто и когда! Все мы – и тот, кто посетил галерею, и актеры на сцене, и я, сидящая в зале, – просто часть жизненного цикла, нескончаемого круговорота утрат и рождений, зим и весен, рассветов и закатов. А пермские боги – его вечные стражники, они хоть выглядят как христианские святые, но самом деле древнее, они были здесь со времен основания мира.
Не всем зрителям удается замереть во время спектакля, погрузиться в его монотонность, которая списана с монотонности природы. Но если у вас такое получится, вы и правда на миг почувствуете всеединство мира, себя как мир и мир в себе, как учили пантеисты. А потом включится свет и с фотографий, висящих на стенах, вам улыбнутся пермские боги. И вам тоже захочется отправить куда-то во вселенную отзыв-благодарность, чтобы где-то его также прочитали в прошлом или будущем, зимой или весной, в темноте или при свете.
Бог кроется в деталях. Волкострелову удается сделать так, чтобы ты, не отрываясь, отслеживал все движения актеров, звуки, ритм, динамику и статику, проецировал все на времена года, обозначенные на экране... да ещё и медитировал заодно. Слайды с изображением пермских деревянных скульптур нацеливают на определенные мысли и ассоциации, но подозреваю, что они у каждого свои. Время действия опрокинуто в советскую эпоху, когда старинные деревенские реалии запросто существовали в быту. Логично, что часть зачитанных фрагментов из "книги отзывов" - оттуда же. Так что на меня, естественно, нахлынули воспоминания детства - с деревенскими мотивами: все эти вечные стеклянные банки, жестяные тазы и ведра, сундук, на котором спят... Даже запах мокрого белья оказался похожим. Вечное, божественное и обычное житейское бытовое - рядом. Я, кстати, и "выходные" летние платья девушек помню такими.
Ну ещё, разумеется, Тарковский - "Зеркало": тоже детали, важность эстетического переживания, общая изысканность зрелища. И стихотворение Арсения Тарковского, конечно.
Остро захотелось в Пермь, в музей! Прямо очень-очень!
Хотя понятно, что спектакль современный, актеры - современные ребята. Особенно это заметно по скованным движениям девушек (у нынешних девушек движения застроены особенным образом). Да и текст сбивчиво-поверхностный, как бы случайно набросанный. Отсюда впечатление эскизности, наброска - при явной продуманности от начала и до конца.
На сцене почти ничего не происходит: актеры (если это слово применимо к такому театру) выполняют простейшие, традиционные для деревни, действия - заваривают чай, что-то пилят, просеивают муку, носят воду, моют полы и т. д. А на экране бежит секундомер: день сменяет ночь и наоборот (ночью бытовой антураж попадает во тьме, а три актера начинают одновременно читать некие тексты: от стихов, посвящённых временам года, до записанных интервью с жителями деревень - текст тут неважен, потому что все зрители слышат разное, в зависимости от того, к какому актеру ближе сидят). Меняются времена года, что впрочем кроме как но меняющейся надписи на заднике понять тяжело. Визуальный ряд остаётся почти тем же - разве что появляются мелкие детали-атрибуты (например, когда «начинается» лето, женщина плетёт венок).
По-моему, пытаться описывать спектакли Волкострелова - заведомо обреченная идея. Здесь как вся идея состоит в этом вакууме, в котором ничего не происходит, в котором один день сменяет другой, одно время года - другое, а монотонность и пустота остаются теми же.
Собственно, поэтому и смотреть Волкострелова на видео - бессмысленно. Этот спектакль показывали во время карантина, но я его физически не смогла досмотреть - через экран невозможно погрузиться в это безвременное пространство.
Безусловно, я с большим интересом хожу на его спектакли, но частенько почему-то вспоминаю театральную байку, рассказанную, кажется, Хенкиной - что в своё время Волкострелов уже почти договорился с Табаковым о премьере в МХТ, но Олег Павлович после фразы Волкострелова, что публика ему не важна и не особо нужна, решил повременить. Может и обидно... но правда - есть такое ощущение, что публика в этом конструкте необязательна. Но зато шахматная рассадка не мешает атмосфере - эти лакуны в зале очень подходят его эстетике.
Спасибо, @volkostrelov и @teatr_teatr
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту»
« ...остановись на миг
Послушать тишину ночную:
Постигнешь слухом жизнь иную,
Которой днем ты не постиг»
Удивительно понятный на этот раз оказался Волкострелов. Зима, весна, лето, осень... и снова зима (привет, Ким Ки Дук). Днём жизнь, размеренная и прекрасная, ночью слова, строки и ответы. Кто такие пермские боги? А пермские люди?
Медитация по-пермски, удивительно умиротворяющая и красивая, хочется ещё, но дальше мы должны жить сами.
#пермскиебоги
Кириллова хрестоматийного в цитаты забыла вставить :)
«Есть секунды, их всего зараз приходит пять или шесть, и вы вдруг чувствуете присутствие вечной гармонии, совершенно достигнутой. (...) Это чувство ясное и неоспоримое. Как будто вдруг ощущаете всю природу и вдруг говорите: да, это правда.»
А люди кто такие? Как на них влияет время? И оказывается, главный герой- время, меняющее и тех и других.
Перед нами происходит смена времен года, дня и ночи, неминуемая природная цикличность с зимними чаепитиями, весенней подготовкой к сезону, долгими летними радостями. Понравилось, как осенью старые чулки набивают луком, железной штуковиной рубят капусту для засолки. А вот что делают с яблоками, заливая водой с медом и ставя под гнет? Это рецепт моченых яблок? С темнотой все замедляется и останавливается, наступает безвременье, и, наверное, в такой тишине и одиночестве кто-то свой разговор с высшими силами вплетал в стихи, звучащие нам полушепотом. А а кто-то стругал тех самых деревянных божков, единственных деревенских заступникиков, память о которых исчезла. Но они -то остались....
Интересный медитативный спектакль, механистичностью и сквозным диалогом немного напомнил «Дыхание» Марата Гацалова из ТН.
Наутро остались две загадки: прощают ли забытые боги забвение?
И что с яблоками?
В Пермском музее хранится известная коллекция деревянной скульптуры XVII–XIX веков. Из дерева высечены невероятно тонко и детально крестьяне, жившие на Пермской земле. По всему залу в театре Маяковского, где шла постановка, висят подсвеченные фотографии этих фигур, в них есть что-то невероятно притягательное и завораживающее.
Что же до сцены, это будто живая картина. Невероятной красоты сценография: русская деревня, которой, как мне кажется, никогда не существовало. Аккуратные деревянные настилы, красивые резные наличники, сундуки, где хранится всякая всячина. Жестяные аккуратные тазики, запах травяного чая, скрежет половиц.
Босые девушки в льняных платьях стирают чистое белье, заваривают чай, осторожно ходят по деревянным дощечкам. Они такие светлые, прозрачные что ли, вроде очень настоящие, а вроде совсем как нарисованные.
Аккуратно сложенные молодые люди, кто учёный, кто работяга. Они то что-то стругают, то читают какие-то записи. Они такие же идеальные. Курчавые, в холщовых рубахах, с аккуратными руками без единой мозоли.
Актёры почти ничего не говорят. Иногда читают стихи, иногда зачитывают отзывы разных лет из музея о выставке этой самой деревянной скульптуры.
Актеры двигаются кажется по часовой стрелке, то темнеет, то светлеет, будто меняется время года.
60 минут чистой медитации с открытыми глазами. Мы вероятно должны были почувствовать какую-то связь с этими застывшими в скульптурах людьми. Осознать, что солнце так же заходит на западе, а восходит на востоке, и что после весны наступает лето.
После спектакля у меня была мысль, мол, что я только что увидела, и зачем все это нужно, сейчас же я вспоминаю этот спектакль с каким-то теплом о деревенской России, которой на самом деле никогда не было. Ну я по крайней мере такую точно не видела, и очень сомневаюсь в ее существовании. И чистых белых ног, и рук без мозолей, и трезвого мужика на самом деле не было.
Но если посмотреть на все это действо сквозь призму солипсизма, то возможно объективной реальности не существует, и моя Русь - немытая и нетрезвая, а чья-то - светлая в холщовом белом платье с босыми чистыми ногами.
Короче, это было очень красиво.
Так они и смотрели на мир, те мужики и бабы – задумчиво и недоуменно?.. Потому что человек неопытен… Живет вообще-то давно, а все не может ни в чем разобраться…
Спектакль «Пермские боги». Пермский Театр-Театр и Пермская художественная галерея (в которой деревянные боги и живут).. Режиссер – Дмитрий Волкострелов. Художник – Ксения Перетрухина. Композитор – Дмитрий Власик. Свет – Илья Пашнин.
Артисты: Марк Букин, Екатерина Вожакова, Алексей Каракулов, Дмитрий Курочкин, Кристина Мударисова, Екатерина Мудрая.
Спектакль фестиваля Золотая маска 2020 г. Номинации: режиссер спектакля малой формы; художник; художник по свету.
Вот это совершенно замечательно!
И как-то ново, даже для Волкострелова Дмитрий Волкострелов… Сценография, конечно, еще влияет на общее настроение. Браво, Ксения Перетрухина! Ксения Перетрухина
Сложный спектакль, сначала кажется, а потом как-то осознаешь, что, наоборот, удивительно простой.
В течение часа перед зрителями разворачивается неспешная, певучая какая-то жизнь… Ходят тут не как хотят, а по деревянным дорожкам, по какому-то тихому всем известному распорядку. Крестьянская жизнь, конечно. Дела крестьянские: кто-то косу правит, кто-то белье полощет… Время только не определишь – вроде и наше, ну, или почти, а люди – как из сказки… Но сюжет-то сказочный не разворачивается. Так и остаются таинственными. Вечными. Пермскими богами.
«В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду. Он освящает…», – проборматывается, как во сне… На первой же строчке кажется почему-то, будто с языка сняли… Вот что-то такое там и происходит… Как будто играют стихотворение Бродского…
Потом Пастернак: «зима подходит к середине… дольше века длится день» – вот опять именно это у них на сцене… Шаламов, Мандельштам, Тарковский… Стихи, правда, трудно улавливать – они где-то как будто в глубине памяти…
А слева голос бубнит что-то, кажется, из музейной книги отзывов… Кому-то боги пермские деревянные понравились… И справа юный чистый голос – про устройство жизни, про запутавшегося в веках неопытного человека, про современных богов даже… Наивно до оторопи и глубокомысленно… А то еще космос зовет тихим гулом, уж не жалуется ли?..
И отрывочно все, короткими переплетающимися мотивами…
Как будто это сложная партитура: из звуков, текстов, зримых образов, движения, действий, взглядов… О людях и богах, прошлого, настоящего…
«Ко мне на суд, как баржи каравана, столетья поплывут из темноты»... – сгущается в воздухе из сплывающихся слов...
Такой спектакль хорошо бы, конечно, несколько раз смотреть. Но я рада, что один удалось – уже несколько раз расходились мои пути с этим чУдным спектаклем.
Полезно, кроме всего прочего в нашей нынешней болезненной суете. Человек как будто в вечность вписывается, и оптика меняется.
Соотношение ценностей выправляется.
Большое спасибо!
Спектакль состоит из четырех эпизодов по количеству времен года. Загорается слово «зима».
На сцене деревенская изба. Не буквально, скорее образ избы (художник Ксения Перетрухина). Но все предметы кажутся подлинными, настоящими – резные наличники окон, плетеные корзины, ведра на веревках, ведущие на чердак лестницы, умывальник, столы и стулья, вилы, грабли. Деревянные мостки и деревянные перекрытия на потолке. Много натурального дерева и мягкий теплый свет (художник по свету, который здесь очень важен - Илья Пашнин) создают ощущение уюта.
Каждый занят своим делом. Один натирает лыжи, другая парит ноги в тазу, третий спит. Девушка за столиком заваривает и пьет чай, другая вяжет, кто-то раскатывает тесто скалкой… Весной убирают лыжи на чердак, начинают таскать воду из колодца, что-то мастерят, взрыхляют землю . .. Летом рыбачат, плетут венки, стирают в реке, выбивают коврики и просто загорают на солнце… Осенью достают лыжи, убирают в сетки и развешивают лук в чулках… Каждая сцена проходит в полном молчании , звуковая партитура состоит лишь из звуков жизни: перестукивания молотков и других инструментов, различных скрипов, капания воды, скрежета косы.
Параллельно с этим естественным неотменимым течением годового цикла фоном звучат тексты из книги отзывов Пермской художественной галереи, знаменитой своими «пермскими богами» - деревянной скульптурой 17-19 вв., где прототипами для Христа и святых служили деревенские современники художников. Помимо письменных отзывов зачитывают ответы случайных людей на вопросы: кто такие боги, кто такие пермские боги и кто такой Бог. И в промежутках между сменами времен года каждый раз на авансцену выходит кто-то из актеров , садится на стул и в темноте, освещая листочек фонариком, читает стихи Пастернака (Единственные дни), Мандельштама (На бледо-голубой эмали), Тарковского (Вот и лето прошло) и в конце снова Пастернак (Гефсиманский сад). Были и другие, но я не все расслышала и узнала, потому что стихи читаются намеренно невнятно (последнее так и вовсе доходит до зрителей пунктиром, обрывками отдельных фраз), они как часть природы, бормочутся и шелестят и вместе с голосами безвестных посетителей музея и естественными звуками жизни составляют сложную завораживающую музыкальную партитуру спектакля (композитор Дмитрий Власик).
А со стен зрительного зала на нас смотрят с постеров фигуры пермских богов, с их удивительными лицами-ликами, в которых язычество встречается с христианством. Гениальное искусство неизвестных художников преломляется в профанных отзывах неизвестных посетителей галереи. Пантеистическая горизонталь спектакля опрокинута в метафизику пространства и времени (реальных – зал, условных – сцена) и отрефлексированно возвышается в поэзии, которая, в свою очередь, вертикалью взмывает к Богу.
В конце снова зима. Повтор начальных мизансцен, но все движения как в замедленной съемке. Жизнь, ушедшая подспуд, погруженная в самое себя, заставляющая и нас в зале сделать внутреннюю остановку и встать на длинную паузу перед финальными аплодисментами. Выход из медитативного состояния дается с трудом.
Не знаю, насколько осознанно, Волкострелов поставил свой самый религиозный спектакль, в котором встретились Земля и Небо.
— почувствовать, чем время крестьянина отличается от времени менеджера
— понять, почему, называя храмовую скульптуру скульптурой, мы отделяем себя от людей, для которых она создавалась
А теперь подробнее.
После проекта про берестяные грамоты Волкострелов сделал проект о пермской деревянной скульптуре. Это такие храмовые статуи XVII-XIX столетий, которые в начале прошлого века собирали по сельским церквям. Жутко знаменитые и без аналогов в других областях России.
Это копродукция Пермский академический Театр-Театр и Perm State Art Gallery — там как раз выставлены деревянные скульптуры. Галерея дала сделать профессиональные фотографии, они висят по стенам в зале, напечатанные на выгнутых картонках. Такие массивные, трехмерные штуки, похожи на старые иконы, они тоже гнутся от времени. Визуалку делала Ксения Перетрухина, кстати.
Спектакль идет недолго — час пятнадцать. Но если вы все-таки устанете, вам не придется тайком смотреть на часы: на проекции все написано. Сегодня 10 марта 2019 года, спектакль идет уже 20 минут.
Волкострелов так играет с условностью театра. Обычно на хорошем спектакле мы а) забываем о времени и б) верим, что события на сцене происходят впервые. Здесь не так. Дата намекает, что мы смотрим не просто «Пермских богов», а «Пермских богов» от 10.03.2019, а часы и минуты не дают абстрагироваться от бытового течения времени.
Ты все время помнишь, что через час спектакль закончится, через полтора часа ты будешь в гостинице, через десять часов у тебя самолет и так далее.
Параллельно нам показывают другие часы — они идут гораздо быстрее, сутки пролетают минут за 15. Рядом с этими быстрыми часами указано, какой сейчас сезон, во сколько будет рассвет и во сколько закат. Если на сцене зима, свет погаснет где-то в полшестого, если лето — то примерно в девять.
Спектакль начинается с зимы и заканчивается тоже зимой.
Днем актеры делают разную крестьянскую работу — в зависимости от времени года это может быть подготовка лыж или заточка косы.
Ночью деревенский мир как бы перестает существовать: артисты пользуются паузой, чтобы почитать стихи про природу, или деревню, или бога, интервью с горожанами и книгу отзывов из пермской художественной галереи. Все это произносят одновременно, слова разбирать сложно.
Когда зима настает во второй раз, быстрые часы начинают замедляться, а вместе с ними актеры-«крестьяне». К концу спектакля они почти неподвижны — как статуи. Здесь самое время вспомнить, что деревенские скульпторы вырезали своих персонажей с натуры.
В чем же смысл?
Два счетчика отражают два представления о времени, деревенское и городское. Крестьянину XVII века было не сильно важно, какой год, у него всю жизнь был один и тот же зацикленный год. А нам не особо принципиально, какой сезон и во сколько темнеет. Ну так, слегка грустим зимой, но в целом наши занятия от времени года не зависят.
Стихи про природу и отзывы на коллекцию храмовой скульптуры оказались рядом не просто так. Для современных горожан что времена года, что бог и рай — вещи, воспринимаемые сквозь призму эстетики. Осень — это то, о чем пишут поэты. Ангелы и святые — это персонажи старых художников. А для тех же крестьян XVII века это явления повседневной жизни, с которыми нельзя не считаться. Селяне относились к деревянным статуям как к живым существам, носили им подарки и одежду — а мы смотрим на них как на искусство, оцениваем приемы скульпторов, и это очень секулярный взгляд.
После спектакля желающие могли остаться на обсуждение работы с режиссёром и труппой.
Я поделилась своей обратной связью с ними. Рассказала какие отсылки к истории Пермской деревянной скульптуры я там увидела и кто же по моему мнению в спектакле эти Пермские боги. Режиссёру мое видение вроде понравилось)) так и сказал: «Это круто!»)
Спойлеров о смыслах спектакля в посте не будет, на случай если решите сами посмотреть. Единственное, что могу сказать, мне показалось, что для того что бы понять спектакль важно быть хоть немного знакомым с историей пермской деревянной скульптуры, иначе вопросов после просмотра будет больше, чем ответов.
Впервые я туда попала, когда училась в университете
Именно тогда моя жизнь начала связываться с культурой и искусством
К Пермский академический Театр-Театр особая любовь
Всегда восхищают постановки, актерский состав и глубокие смыслы
Мы посетили спектакль «Пермские боги», наверное, это самый неклассический спектакль, на котором я была
Действие строилось по временам года, где показывался быт обычных пермских людей
А закончилось все 7-10 минутным молчанием актеров, до тех пор, пока зал не начал аплодировать.
В какой-то момент мы и зрители уже начали нервничать, что заявленный спектакль идет уже на 20 минут дольше. Но задумка автора была в том, чтобы именно зрители закончили представление.
Планирую в 2023 году ходить в театр гораздо чаще, чего и вам советую.
Если ты не вырос в деревне, то тебе не понять, зачем актёр то снимает с вышки(так называют чердак) то окучник, то вилы, то литовку, то лыжи, то уносит это все обратно. Но ты можешь догадаться, что так в спектакле показана цикличность жизни.
Если ты не родился в деревне, то у тебя может сложиться неверное представление о неспешности жизни в ней, замедленном ритме. Давно уже не так в деревне. Но если ты хочешь показать время создания Пермских богов, улететь на 300 лет назад, то это простительно. Мы поняли/приняли.
Если ты всё же родился в деревне, то понимаешь, почему актёры вдруг одновременно замирают в неестественных и не очень удобных для них и для зрителей позах. Так видимо демонстрируется, что в деревне все всё друг про друга знают, живут в едином ритме. Может быть.
Неспешность (гиперболезированная до онемения зрителей), ритмичность, цикличность. Вечная молодость (актёры очень молодые и красивые), вечная круговерть. И ещё темнота. Вот как увидел режиссёр деревню.
А вот деревянная скульптура тут притянута за уши. Постеры на стенах-это скульптура, да. Но не жители с их ежегодным трудом. Хотя, возможно, было задумано показать, что пермские боги списаны с людей, что впрочем безусловный факт для всех, кто видел в Галерее Христа с монголоидным разрезом глаз.
Если брать чтение отзывов о выставке, чтение отрывков из статей о скульптуре и считать это аргументом за связь вчерашнего спектакля и пермских богов, то хорошо, мы поняли.
Но честно, сложно воспринимать одновременно и стихи, и зачитывание текстов. Тем более, если ты таких стихов у Бродского, Тарковского, Пастернака не читал и не слышал раньше.
Одним словом, интересный спектакль. К которому нужно быть готовым. Но в том то и беда, что не все готовы. Но может быть и не беда, а счасть? Остановиться, что то узнать, подумать!
Пермскому академическу Театру- Театру в спектакле -эссе «Пермские Боги» удалось соединить прошлое и настоящее , я поняла , что люди , вырезавшие эти фигуры из дерева много лет назад , ничем не отличаются от нас . Все также идёт смена времён года , все также нас волнуют бытовые вопросы и сезонные дела , тревожат сердце и греют душу все те же чувства !
Очень необычная подача спектакля , когда каждый имеет возможность понять для себя суть человеческой жизни и Божественного начала !
Очень интересная «игра», или манипуляция с временным пространством (Дмитрий Волкострелов это любит).
Четыре времени года, в каждом из них сутки, и они длятся по 15 минут. Медленно зимой и быстрее летом.
Спектакль о цикличности. Рефреном звучит «Кто такие боги», «Кто такие люди», «Что есть человек»?
Резюме: здесь нет лабиринта, сюжета, по которому зрителя ведут и в конце дают лозунг «За всё хорошее и против всего плохого!» Это скорее как фильмы Джармуша. Вот его любителям точно зайдет.
Стоит ли идти? Вопрос неактуальный, у спектакля тоже есть жизнь, есть его рождение и его конец.
Для меня театр - это, пожалуй, сейчас единственное место, где я могу полностью уйти из реальности и попасть на заветную Бетельгейзе хотя бы на час-два
Здесь это произошло, я обожаю шум театра, его музыку, не та которая оркестровая, а та, что в шорохе, скрипах, стуках, дыхании актёров, вот тогда организм постановки во мне откликается максимально ...
Организм Богов сумеречный, тихий, странный, как по мне чем больше странности в постановке, тем лучше, я любитель странностей всякого рода, знаете ли ...
Стихи чудесные, особенно вторая часть зимы, до мурашей.
Я абсолютно всегда закрывала глаза, когда наступала ночь, не знаю надо ли было так, но это было космически...
Спасибо Пермский академический Театр-Театр за такую постановку, жаль, что я попала в неё в последний сеанс, это было внеорбитно
А не крайний, например, за исключением профессионального жаргонизма в исключительных случаях.
В первый и последний раз побывала на "Пермских богах". Это был последний спектакль.
Старалась не дышать, особенно со второго ряда )
Трогательно отношусь к нашей уникальной деревянной коллекции. Шла немного подготовленная, возможно, поэтому медитативное, аккуратное, деликатное действо пришлось по душе.
Несколько дней назад думала, что придется пристраивать билет, ан нет - всё сложилось.
Благодарю Сцена Молот, Пермский академический Театр-Театр и Пермская художественная галерея - мне зашло очень.
Кусочек ожившей Хохловки для меня.
И вообще, мне кажется, я окунулась в детство.
Там тоже были вилы, сечка, корыта, тазики, чай, белье на верёвках и деревянные прищепки.
Хотя, как знать. Всё циклично ведь - прищепки всё ещё сохранились
Ну а боги у каждого свои..