Катерина Измайлова
Следующие показы
19:00
Подробное описание
Борис Мильграм, автор пьесы и режиссер спектакля: «Я не планировал ставить оперу Шостаковича – я изначально хотел сделать именно драматический спектакль в духе древнегреческой трагедии. В «Катерине Измайловой» создан новый для меня и нашего театра язык, жанр: я бы назвал его трагедией, причем классической трагедией, где хор является действующим лицом – и комментатором, и соучастником, и голосом рока. В природе классической трагедии есть обучающее свойство. Современный театр ничему не учит – он помогает задавать вопросы. Наша «Катерина Измайлова» возникала скорее от контекста, а не от текста и даже не от сюжета Лескова. Контекст, крайне важный для меня сейчас, – природа зла, природа разрушения человеческой личности, природа обесценивания человеческой жизни – как чужой, так и своей. В каждом из нас поселено добро и зло, свет и тьма. Трагедия человечества состоит именно в том, что злодеи не падают с луны – они возникают из нас. На уровне сюжета, нарратива «Катерина Измайлова» – жуткая история, в которой нет ни одного положительного персонажа. Тьма, закрывающая все. Как правило, зрители не хотят заходить на территорию жестокости и мрака, а мне это кажется необходимым: на уровне подсознания мы должны чего-то бояться в самих себе...».
Режиссёр по пластике – Александр Андрияшкин
Художник-сценограф – Семён Пастух
Художник по свету – Дамир Исмагилов
Действующие лица
Фестивали и награды
• Анна Сырчикова была удостоена премии имени народной артистки СССР Лидии Владимировны Мосоловой за лучшую актёрскую работу в жанре драматического искусства за исполнение роли Катерины Измайловой, 2023 г.
• V фестиваль «Язык мира» (Красноярск, 2023)
Видео и аудио
Статьи и рецензии
Материалы Ольги Якунчевой и Григория Ноговицына
Материал Наталии Ярославцевой для Business-class
Наталья Земскова для Пермской общественно-политической газеты «Звезда»
После долгих лет борьбы за оперу Шостаковича его «Леди Макбет Мценского уезда» начала широко ставиться в России. В Европе же популярность и успех сопутствовали опере с Нью-Йоркской премьеры – она не сходит с оперных сцен по сей день. Одна европейская постановка имеет особенное значение: именно ей мы обязаны появлением «Катерины Измайловой» на сцене Театра-Театра.
В 1930 году в руки молодого, но уже широко известного композитора Дмитрия Шостаковича попало издание повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» с иллюстрациями Бориса Кустодиева. Так началась история одной из самых противоречивых и неоднозначных советских опер.
Если Арбенин из лермонтовского «Маскарада» далеко не единственный женоубийца русской литературы, то Катерину Львовну Измайлову можно назвать первой в литературе женщиной-серийной убийцей.
Отзывы зрителей
38Режиссёрское прочтение необычное, настолько необычное, что трое вышли из зала во время спектакля. Декорации и их смена завораживает. А оркестр, музыканты которого полноценно участвуют в происходящем на сцене, — это отдельный кайф.
В общем Лескову — восхищение, Театру-Театру — браво. Смело, тонко, сильно.
Присутствует ненормативная лексика и откровенные сцены. Всё гармонично, но я предупредила.
Гипнотизирующий спектакль , очухавшись во время аплодисментов от увиденного, мне захотелось сходить снова, досмотреть, дослушать, допережить. Необычные режиссёрские находки и решения, честно скажу не все легко и просто зашли с первого раза, но на второй раз уже смотрела на это другими глазами и мыслями. Я тот человек, который ходит на спектакли не по разу, я с первого раза не всегда всë могу разглядеть и осмыслить. Так, отвлеклась...Оркестр в драматическом спектакле не просто дополнил, он прекрасно его оформил! Хоры мужской и женский, до мурашек, как иглоукалывание в болевые точки, после которых по всему организму проходит непередаваемые ощущения. Игра актёров ...образы, характеры - Анна Сырчикова , Альберт Макаров , Марат Мударисов , Иван Вильхов, Анна Анисимова, Алиса Санарова БРАВО!!!
С премьерой, всю команду спектакля "Катерина Измайлова".
P.S. вы конечно можете прочитать мой отзыв, но самое верное решение сходить и составить для себя свой отзыв.
Свет сыграл свою партию и сделал это гениально (художник по свету Дамир Исмагилов - браво). В целом эстетика спектакля - отдельная песня, и (к сожалению или к счастью) по этой причине спектакль можно смотреть и без звука, наслаждаясь костюмами и сценографией.
Хор бесподобен: режиссер Борис Мильграм включает его в партитуру, отдавая дань древнегреческому театру. (Сначала хор напомнил мне мужиков из постановки пермского ТЮЗа "Мертвые души", но это длилось недолго.) В "Катерине" хор самостоятельная единица: это линза, увеличивающая для зрителя важные детали. Обычные фразы, оценки, вскользь брошенное слово в исполнении многоголосного хора звучат ярче, убедительнее и даже страшнее. А страшного в спектакле много, просто беспросветный мрак, упакованный в красивую картинку.
"Катерина Измайлова" встаёт в ряд спектаклей "Театра-Театра" о природе насилия, о причинах, его порождающих, и обстоятельствах, в которых зло стремительно развивается. Здесь главная причина - скука. Томительное безделье купчихи похоже на вату: глухие (во всех смыслах) стены, тяжёлые ватные одежды, душное пространство кровати - бесцельное существование, похожее на клубок земляных червей (метафора второй части). Глядя на это, слушая повторы фраз, внимая музыке, зритель впадает в транс. Те, кто пободрее, смотрят на сцену, не в силах оторвать глаз от любимых артистов. Те, кто пришел уставшим после рабочего дня, могут и уснуть...
Впечатлили Альберт Макаров и Иван Вильхов: уж очень эта пара напомнила Ивана Грозного и его сына. (Есть версия, что не поделили отец и сын невестку, за что и получил Иван Иванович посохом в висок. А здесь и посох, и халат, и власть, и невестка кровь с молоком.) Жаль только, что Зиновий Борисович представлен откровенно больным (что заставляет меня сомневаться, как же он купеческую должность ведёт в таком беспомощном состоянии?).
Анна Сырчикова остаётся примой театра. Марат Мударисов по-прежнему держит образ красивого негодяя на сцене, а руки - в карманах.
1.50 пролетели незаметно. И что порадовало, что данный спектакль именно спектакль, а не мюзикл))
Из зала вышла задумавшись.
Возрастной ценз 16+, есть сексуальные сцены и сцены насилия. В общем, я в восторге.
Музыка и оркестр в этого раз были как отдельный персонаж, дополнительный герой, который тоже разговаривал и дополнял происходящее!
Я в шоке, как такое сложное и трагичное произведение удалась показать так, так раскрыть образы героев и показать это все на сцене, что я вышла из театра воодушевленной, вдохновенной! Потрясающе!
Вам может не понравится, как порой жестоко, открыто, мерзко, пошло показано это на сцене, но в этом столько смысла и символизма, страсти, сумасшествия, что равнодушными и сонными вы точно не останетесь! Уснуть не удастся!
Я в неописуемом восторге!
Единственный мой совет: обязательно прочитайте очерк, по которому поставлен этот спектакль.
Кого-то, судя уже по многочисленным отзывам, шокировали откровенные сцены… Я их там не заметила. Да, они подразумевались, но обыграны вполне театрально и без пошлости.
Расчёт не на декорации, а на игру и смысл. Актеры очень харизматичны и сыграли потрясающе!
17 октября ходила на спектакль Театра -Театра Пермский академический Театр-Театр "Катерина Измайлова" и от впечатлений начала отходить только сегодня.
Я, которая краснеет и отворачивается при постельных сценах в кино, была в восхищении от раскрепощенной постановки ТТ.
Не хочу рассказывать о содержании и делиться подробностями, но это тот спектакль, который подарил яркие эмоции через край от знака + до -
Талантливо, непосредственно, под звуки живой музыки оркестра ТТ. Мощная энергетика в конце, когда весь зал рукоплещет стоя.
Драма сопровождалась живой музыкой в исполнении оркестра.
Нестандартные решения, грустная развязка, было все: любовь, страсть, предательство, жадность и безысходность. А главное черная черная, как круглое озеро в лесу, душа Кати!
Есть моменты, когда замирает весь зал, есть вовсе неожиданные повороты, но при этом все очень органично, лаконично.
После просмотра возникло желание прочитать книгу, а за одно и посмотреть фильм "Леди Макбет".
Это пока первый отклик после просмотра.
Смотреть рекомендую, как минимум чтобы насладиться замечательной игрой актеров и оркестра.
Хороши были вокальные моменты!
Оркестр "вывез" всю постановку! Дирижёру и музыкантам- отдельное СПАСИБО (смогли передать чувства и переживания героев).
Сидела женщина, скучала...
Примерно с этой мыслью я смотрела финал спектакля "Екатерина Измайлова" в постановке Пермского академического Театра-Театра.
2 часа проведенного в атмосфере женского безумия. В голове у Екатерины сумасшедший дом, наверно, поэтому главными декорациями зала стали матрасы и сюрреалистические элементы в виде огромнейшей тряпичной куклы, гофры до потолка, сводящей с ума музыки и света.
Эротические и жестокие моменты перед зрителями показаны с предельной деликатностью и эстетичностью. Это и правда было красиво на мой взгляд. Читая отзывы об этом спектакле увидела, что многие возмущались ограничением +16. Но в действительности там нет ничего пошлого, или отвратительного. Книга Лескова - школьная программа, и подростков уберегать от таких тем - глупо.
"Свинья, свинья, свинья...", - практически вердикт конца жизни Екатерины, который произносится на сцене. Её душа – однозначно чёрная как то озеро, о котором она причитает в своей предсмертной исповеди. И ее страсть, как черная вязкая жижа, затянула и погубила многие жизни, поставила конец всему человеческому, что в ней когда-то было...
Но работа костюмера, гриммера, декоратора и постановщика конечно впечатляет! Тут Театр-театр на высоте.
Посоветую ли я сходить именно на этот спектакль, наверное нет. Но тут дело вкуса)
Вина. Клеймо вины нависает над человеком как тяжелый камень. Иногда заслуженно, иногда не вполне. Иногда человек собственноручно клеит его на себя – за убийства, за насилие, за унижение себе не равных – а иногда этому способствует, скажем, какой-нибудь манипулятор, или Бог, или кто-то, в кого вы верите. Клеймо это очень тесно связано с оправданием как с антиподом вины. Ведь если у человека есть весомое оправдание, причины тем или иным поступкам, то он, получается, невиновен? Только вот кто определяет, где эта грань между оправданием и клеймом вечной вины?
Николай Семенович Лесков заставил меня задуматься об этом около года назад, когда я читала его «Леди Макбет Мценского уезда». Тогда глаза на лоб лезли от осознания, что то, о чем пишет Лесков, действительно может случиться в жизни. А сегодня мои глаза уже немного привыкли к тому абсурду реальности, которое мы раньше принимали за фантастику, и уже не так стремительно лезут на лоб. Хотя способность удивляться я, кажется, еще не потеряла. Особенно когда дело касается талантливого воспроизведения художественного текста.
Необычное прочтение обычной истории серийной убийцы – фундамент спектакля Пермского академического Театр-Театра «Катерина Измайлова» (реж. Борис Мильграм). На сцене развернулась нить символов и смыслов, которую зритель распутывает неоднозначно и по-разному. Конечно, это смело, но от того и революционно и захватывающе
Перед нами белые, лишенные логики стены, как может показаться на первый взгляд. Свет тоже белый, холодный, неуютный, предвкушающий что-то недоброе. Белый цвет символизирует невинность и мир. Невинность и мир… Можно ли представить, чтобы в этих стенах обитает воплощение самого страшного греха? Катерина Львовна Измайлова (роль исполняет Анна Сырчикова), стала, как известно, первой серийной убийцей в русской классической литературе. В ней уживается холодная, ожесточенная, твердая, непоколебимая натура и… любящее сердце, ставшее заложником несправедливости. Кроваво-бордовое платье в пол и длинные белые пышные кудри создают образ некой “право имеющей”, которой ничего не стоит лишить жизни того, кто встал на ее пути. Будучи в браке с нелюбимым мужем, живя в его доме вместе со свекром, Катерина изнывает от скуки: "Тоска, хоть волком вой" – и воет скрипка. Оркестр будто еще один персонаж картины – он постепенно создает атмосферу настоящего воцарения ада.
Кто еще живет в этом адовом царстве? Во-первых, в глаза бросается толпа народу – простые мужики, рабочие, служащие купцам Измайловым. Они одинаково одеты, все их реплики синхронны, что выглядит пугающе и пробирает до мурашек. Воплощение зла выражается в их поведении по отношению к кухарке Аксинье (Анна Анисимова): перед нами фактически сцена насилия над женщиной. Аксинья притягивает внимание ярким нарумяненными щеками, косичками на деревенский манер и короткой красной юбкой. Внимание не только зрителей, но и каждого мужика, вымещающего на ней свою животную, зверскую страсть.
Проблема превосходства мужчины над женщиной и возведенного в норму патриархата выражается в итоге в довольно жуткой метафоре – в огромной кукле, похожей на ту самую Аксинью. Она становится предметом похабных действий и разрывается на части. Кстати, эти куски раскрашенной тряпичной куклы остаются на сцене до момента... Первого убийства.
Во-вторых, жизнь Катерины отравляет Борис Тимофеевич Зиновьев. Его роль исполнил Альберт Макаров (о чем догадаться довольно трудно из-за потрясающей работы гримеров и костюмеров!). Отец семейства, как мне показалось, несколько отличается от вполне порядочного героя из очерка Лескова: даже в его внешнем виде выражается то зло, которое порождает психологическое домашнее насилие и, по-мнению Катерины, заслуживает ядовитых грибочков на завтрак.
Казалось бы, какое болото... Какое болото несправедливости к женскому полу стало обителью первой в литературе серийной убийцы. Вопрос – оправдание ли это или клеймо вечной вины – остаётся для многих философской загадкой. Однако даже в самом грязном болоте найдётся ещё более грязный подонок, который сделает ситуацию ещё более угнетающей :) .Сергей (роль исполняет Марат Мударисов). Я аплодирую стоя! В этом герое заключается, наверное, одна из самых страшных и пагубных способностей человека: полюбить – и убить. Сергей для Катерины – луч света в тёмном царстве. Только в нём она видит человека-противоядие от одиночества, смертной тоски и нелюбви. Раскрепощенность, вседозволенность и животная страсть кипит в Сергее на сцене. В нём кипит жизнь, которая потихоньку вселяется и в бытие Катерины. Ради него, собственно, и совершается первое убийство. И второе, и третье. А из-за него – четвёртое.
В ярко-синим свете герои невероятно пластичны. Они сливаются воедино в порыве влечения к спасению. Эта сцена заставляет разглядеть невероятную красоту с одновременным осознанием её разрушительности.
В человеке есть сила созидания. Но и сила уничтожения в нём тоже есть. Эта сила прокладывает прямой путь на каторгу. Путь этот прорывается сквозь потолок и пол в виде символичных гофрированных труб. Трубы скручиваются в узел и будто душат каторжан, в том числе и Катерину с Сергеем. Картина жуткая, но вызывающая правдоподобные чувства духоты и обречённости.
Яркое пятно на сцене – красные чулки Катерины. Шерстяные чулки. Сергей просит отдать их ему, чтобы облегчить себе боль от натирающих кандалов. "Что ж ты раньше не сказал?" – не раздумывая, отдаёт свои красные чулки любящая Катерина. А потом видит их на другой заключённой девушке. Сонетка (Алиса Санарова) отправляется вслед за Борисом Тимофеевичем и другими убитыми героями – в пучину чёрных вод лесного озера. Пучина чёрных вод уносит с собой и разбитую предательством любимого Катерину.
Помимо той устрашающей огромной куклы, которая до сих пор мелькает у меня перед глазами, и гофрированных труб во всю сцену, иллюстрирующих душевных червей героев, и других деталей пространства, идейность спектакля дополняет музыка. Оркестровое исполнение (композитор – Дмитрий Курляндский, дирижёр – Кирилл Бузмаков) до мурашек пробирало зрителей, которые вжались в подлокотники сидений от напряжения. А исполнение партий женского и мужского хора звучало в моей голове ещё долго-долго, пока я шла домой по пустынным улицам города. И думала, думала, думала...
Борис Мильграм, режиссёр «Катерины Измайловой» сказал: "В природе классической трагедии есть обучающее свойство. Современный театр ничему не учит – он помогает задавать вопросы". Я абсолютно согласна. В случае с «Катериной Измайловой» всё так и происходит: ты задаешь себе вопросы, путаешься в клубах мыслей, впитываешь в себя образы и бесконечно восхищаешься этим видением реальности.
Браво всем причастным!
Отмечу, что Столько мужчин пришло посмотреть этот спектакль, без сопровождения дам, очень неожиданно, ведь чаще женщины «приводят за ручку» своих партнеров. Смею предположить виной всему безумно страстная первая часть спектакля.
Очень нравится, как ТТ работает с оркестром, не усаживая его каждый раз в оркестровую яму. Музыканты с дирижёром Кириллом Бузмакрвым время от времени становятся частью действа на сцене. Живой оркестр - это такая мощь нашего театра.
Спектакль с первого взгляда вошел в топ личных любимых постановок ТТ. Когда вечер после не можешь выйти из этого гипнотического транса.
Вчера я была недовольна, мне не хватило надрыва, надлома самой Екатерины.
А за ночь, за сон, картинка сложилась. Плакала в театре, плакала во сне. Пишу вам и снова оплакиваю бедную девочку Катю. Всех бедных девочек. Задолбанных, затюканых, нелюбимых, желающих быть счастливыми.
Пы.Сы. И оркестр. Это просто завораживающая магия.
Зрители недаром выражали благодарность бурными аплодисментами и не отпускали артистов и в итоге вызвали на сцену режиссёра спектакля.
Нельзя не отметить игру Альберт Макаров в роли свекра Бориса Тимофеевича, так мастерски сыгравшего нудливого и похотливого старика, и Анна Сырчикова в роли богатой скучающей купчихи Екатерины Львовны, которую порок довел «до чёрного бездонного озера, такого же чёрного, как ее совесть»
Нетривиальное художественное оформление спектакля, включая необычные декорации в виде стёганных одеял во всю сцену и на самой сцене, огромную куклу, которую извлекли из ямы перед сценой и туда же сбросили по частям, трубы из гофры, как серви из преисподней, костюмы всех героев, выдержанные в контрастной черно-бело-красной гамме, вокал и музыкальное сопровождение оркестра, сама музыка и, конечно, игра всех артистов - все это создаёт цельную картину, которую хочется смотреть, разглядывать, вглядываться и выслушиваться, и оставляет глубокое впечатление, особенно с учётом тяжёлого сюжета.
Спектакль заставляет задуматься, тема актуальна и требует осмысления, несмотря на то, что произведению Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», мотивы которого легли в основу спектакля, более 150 лет! Есть повод перечитать https://ilibrary.ru/text/439/p.1/index.html
Радует (и даже изумляет), что к нам приехал такой обширный состав с оркестром и декорациями. Браво артистам, браво команде постановщиков, браво оркестру и дирижёру, браво, Театр-театр!
Одним словом, рекомендую!
Мрачная история о шекспировских страстях по мотивам произведения Н.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" предстала перед нами в виде спектакля "Катерина Измайлова" Пермского академического Театра-Театра, автор и режиссер Борис Мильграм
Богатая купчиха Катерина Измайлова изнывает от скуки, от отсутствия любви и ласки мужа, к тому же он ещё и бесплоден. А свекр так и норовит упрекнуть в этом сноху. Катерина заводит роман с приказчиком Сергеем, пока муж в отъезде, но скверный свекр прознал и..... И тут всё то зло, что таилось внутри вырывается наружу, унося за собой чужие жизни, а потом и свою собственную.
Сам спектакль очень яркий, красивый и необычный Здесь все необычно, от стеганных одеял и гофрированных труб, до оркестра на сцене и хора. А большая кукла, которая отлично собой заменила сцену насилия Аксиньи, не демонстрируя это в реальности
Музыка, сценография, костюмы и световые решения. Изумительная игра оркестра и красивые голоса актеров, восхитительно все
Для меня, самой запоминающейся, стала сцена убийства Бориса Тимофеевича. Это огонь, а не сцена, отравление грибочками я где-то именно так и представляла
"Поешь грибков, тятенька, поешь, милый, ты ведь так этого хотел..."
А актер Альберт Макаров , который и играл того самого ужасного свекра Бориса Тимофеевича, я вами сражена. Так красиво сыграть этого мерзкого старикашку, БРАВО!
Анна Сырчикова в роли Екатерины предстала красивой, волевой и властной женщиной. Она знала чего хочет, но все изменилось, получи она желаемого Сергея, увы... И вот тут, я считаю, она и потеряла себя. Все для него, ради него и как хочет именно он. Вот тут, я бы в конце и его убила, а не себя. Страшная я женщина, однако
Меньше всего эмоций вызвали Сергей и муж Екатерины Зиновий Борисович, их образы как-то не сложились у меня.
В целом, именно под конец спектакля, мне не хватило энергетики и эмоций, хотя общее впечатление это не испортило.
К чему не был готов наш зритель, так к обнаженной груди Катерины и ахов/вздохов, которые заменяли сцены интимного характера. Хотя, и очерк Лескова и пьеса Мильграма как раз о желании и жажде любви, страсти и соответственно секса, и куда это все может завести. В целом, и сейчас без этого никуда.
Здесь нет положительных героев, не ждите happy end, возможно какие-то сцены вызовут непринятие и внутреннее сопротивление. Но визуально это красивая и вкусная постановка. А ваш слух порадует игра оркестра и красивые голоса.
В каждом из нас поселено добро и зло, свет и тьма. Трагедия человечества состоит именно в том, что злодеи не падают с луны - они возникают из нас. ©Борис Мильграм
Вот в этом доме и содержится Катерина - с опустошающей скукой и одиночеством внутри. Копится в ней жажда страстей, не реализуется любовь женщины и матери при бесполезном муже. Копится ЭТО, настаивается, превращается в нечто забродившее… И вырывается в итоге на свободу в нездоровой своей страсти и «любви» к первому попавшемуся мужчине.
И что ж русская баба всё время ищет драму, которую гордо именует любовью? Всепоглощающая, авторитарная, убивающая душу и разрушающая всё вокруг - совсем не любовь это. Любовь созидает, но не убивает.
Не спасает мягкий белый изолятор Катерину. Пробираются в него черви зла в виде чёрных гофрированных труб - проникают в героиню, вьют клубок. И не видно уже границ - убийство свёкра, мужа, племянника - убрать всё, что мешает. Стоит несчастная баба по колено в крови в своих красных чулочках. Тонет в своей тёмной душе. Не любовь получила, а каторгу. И финал - единственно возможный для неё.
Музыкальное сопровождение спектакля в исполнении оркестра - очень выразительное. Всё время казалось, что музыкальная картина развернётся в крещендо и загремит, но напряжение не достигало пика, усиливая и подчёркивая накал страстей на сцене.
Интересная постановка, жёсткая, откровенная и в то же время красивая.
Вот я и сходила снова на роскошных пермяков, и даже дочь привела. Смотрела на актеров и актрис - искала знакомые лица, некоторых узнала, несмотря на довольно долгий перерыв в нашем свидании с ТеатромТеатром. Дочь первая вскочила аплодировать стоя. Сказала, что придется ехать в Пермь ради того, чтобы посмотреть ещё их спектакли.
..."Катерина Измаилова", как и повесть Лескова, - о возрастании страсти. По восточным философским раскладам, телесная, материальная страсть пагубна во всех её проявлениях. Самый распространенный на материальных планетах уровень - мужчина и женщина. По нарастанию страсти - гомофильные дела, ещё больше - скотоложество, самое уже мерзкое - убийство и расчлененка. Некоторые серийные убийцы убивают именно ради сильной эмоции. Это уже сумасшедшие. Бог лишает разума за грехи. И правильно делает. Потому как любая страсть - сумасшествие, его звоночек, перерастающий порой в звенящий во всю мощь колокол по черной душе... Только мало кто это примет в материальном мире. Разве что монахи и святые.
Но вот посмотрев подобный "Катерине Измаиловой" спектакль, многие хотя бы задумаются над тем, на что способно это слепое, животное, поглощающее и затмевающее разум чувство.
Миром правит секс - это известно. И известно, что чтобы не стать рабом этого сильного чувства, стоит молиться или сублимировать. В принципе, верующие люди и занимаются этой практикой. Молитва успокаивает ум и тело. Сублимация перераспределяет сексуальную энергию в творческое русло. Есть и другие практики, как обуздать страсть, но я здесь о них не буду рассказывать. Это долго.
А когда ты - житель провинциального города, когда ты замужем за странным существом, когда в тебе бушуют жизненные соки, книг ты не читаешь, в Бога не веруешь, ты - часть природы, ты завидуешь тому, что в природе никто не одинок. Ты заточена в сладком раю безделья и тоски, ты пуста - нет ребеночка... и появляется он - роскошный мужчина: горячий, магнетический, легкими намеками тебе дающий знать, мол, вот я тебе не ровня, а если б ровня, то наша бы любовь...
Я была уверена, что ТеатрТеатр сделает шедевральную постановку - иначе и быть не могло: здесь и затянутость провинциальной жизни - будто и время остановилось, будто и не люди на сцене, а механические болванчики. И ограниченность цветов решения сцены и костюмов: серый, белый, черный и красный-страсть. И великолепный оркестр (кстати, в театре акустическое устройство - увы - не благоволило): сначала музыка яркая и структурированная, затем звуки - сплошной первобытный звериный хаос, как и действие на сцене. В конце звуки пилы в руках у каторжан усиливают эффект нарастающих депрессии и безумия...
Каждая фраза актеров, каждый вопль и рык интонационно, ритмически, даже в отношении тихо-громко - на вес золота. Безупречны! Ну, на перечисление эффектов тоже ушло бы времени... самое страшное - змеиный клубок гофрированных черных труб (как будто растущих снизу - из преисподней - червей-демонов; спускающихся после и с неба - неба уже преисподней - их же) и людей в тюремных робах меж них - апокалиптическое месиво...
Вот поэтому, господа и товарищи, бегите от абьюза, бегите от страстей, от хотелок и соблазнов нашего времени, ибо все они - искушения этого мира - ведут к гибели души. Рано или поздно - дело времени, смотря насколько страстно вы на них будете покупаться - продавать душу...
Спасибо ТеатруТеатру за это великолепное напоминание, за блистательную игру актеров и музыкантов, за очередное страшное, увиденное со сцены, для того, чтобы вычеркнуть беспощадно его из жизни...
Лесков сам определил жанр своей Леди Макбет как очерк, и в заголовке - аллюзия на тургеневский рассказ "Гамлет Щигровского уезда": Шекспир как раз набирал популярность в России, а Лескову был заказ от журнала Эпоха на серию очерков - "исключительно типических женских характеров окской и приволжской местности". Увы, вышел только N1, а ведь в планах были, помимо этой озверевшей от скуки купчихи, ещё и дворянка, крестьянка-раскольница, помещица и даже бабка-повитуха.
Как было пропустить такое: очерк из русской классики, да на женскую тему, - на сцене от интересного театра и в рамках фестиваля?!
Спектакль был весь укутан в стеганые льняные(?) декорации - плотный кокон, из такого не вырвешься, не докричишься. Их демонстративно свернули, обнажив действительность, в финальной сцене отправки на каторгу Катерины, убившей без особых терзаний мужа, свёкра и племянника. Она таки вырвалась - напоследок прихватив с собой на тот свет ещё одну жертву.
На этом льняном посконном фоне, да в размытом свете, просто прекрасно с первой сцены смотрелись алые чулки героини - у Лескова они только в финале, и - синие.
Отмечу ещё оркестр, заявленный как полноправный участник спектакля. Он несколько раз появлялся на этой льняной сцене - босиком и во фраках. И музыка - специально для этой постановки написанная, была уместна, это очень хорошо было.
Ещё пели. Много. И хор, и соло - интересно!
Чудовищная размалеванная и раздутая кукла с глупым лицом, чуть ли не всю сцену оперного театра занявшая, большое впечатление на битком набитый зал произвела: её хором активно "любили" аж 14 представителей мужского пола, в итоге изорвав на части - а она молчала. Женская судьба?!!!
И малыш в роли Феди, которому походя свернули тонкую шейку, был до леденящего ужаса убедителен...
Короче, интересно было. Эксперимент точно получился. Наверное, браво, да
Сценография
Каждый сантиметр ткани и каждый предмет работают на сюжет. Костюмы и сцена оформлены ватниками и с самого начала говорят зрителю, что история закончится каторгой.
Все роковые действия будут разворачиваться на остатках изнасилованной куклы, прекрасная метафора.
А в завершении все декорации будут сорваны и убраны, как улики с места преступления.
Игра
Артисты вживаются, словно, не в роли а в текст. Звучит спектакль медленно, томно, ясно и четко. Без попыток переиграть, без лишних тонов в голосе. Этот темп нагнетает, указывает на ту самую скуку, которая стала причиной многих убийств и отчаянных решений.
Постановка соткана из интересных приемов, которые только в театре работают. Нужно показать изнасилование — из оркестровой ямы вылезает гигантская кукла, на которой рвут одежду. Отравление грибами? Показывают необычное состояние через танец нимф и рекурсию бреда. Постельная сцена — танец, но самое классное решение — избавление от трупов: всех их сбрасывают в оркестровую яму. Это прекрасно и страшно в одном флаконе.
Оркестр
Театр привез с собой оркестр! Он играет…рок? И так вовремя, и так нагнетающе. Каждое его внезапное появление на сцене отсчитывает нотами…рок? Расплату?
Люблю неоднозначных героев.
Декорации сразу задают ощущение несвободы, то ли тюрьмы, то ли больницы для душевнобольных. И с первого разговора Катерины со свекром чувствуешь всю невыносимость ее существования и понимаешь все последующие события.
Катерина живет в невозможности обрести гармонию. Она пытается выйти из этого замкнутого круга, убивая других. Но не приближается ни на миллиметр к счастью, как будто этот мир не создан для счастья. И единственный выход – уйти отсюда самой.
Мне показалось, что в спектакле есть что-то от миров Линча, Триера и Тарантино. Гротеск, мистика, абсурдность, жестокость – то, что созвучно этим художникам.
Мне понравился образ ямы, которая требует новых и новых жертвоприношений. Если ты начнешь ей потакать, то не сможешь остановиться. Это темная материя, которая поглотит всё вместе с тобой. Это и месть, и злость, и обида, которые отнимают у человека его собственную жизнь.
На спектакле я впервые позавидовала зрителям, которые заранее не знали сюжета: им досталась полная шоковая терапия, а мне лишь частичная
То, что эта королевски величественная блондинка в красной мантии укокошит полсемейства, я - к сожалению - знала. А вот то, что ведущего артиста ТТ Альберта Макарова будут швырять в оркестровую яму, я не предполагала. И это меня потрясло больше, чем ожидаемые злодеяния купчихи. Хотелось встать и проверить, как он там, в яме, всё ли цело
давно хотела посмотреть их работы … много про них говорили, но как то не получалось увидеть … сценография и пластика 10 из 10, все пронизано символизмом и потрясающей красоты световыми решениями.. ты водишь не труппу на сцене, а единый организм сплетенных друг в друга героев, общее полотно спектакля .. где каждый на своем месте.. в общем браво !
Депрессивно, но смотрится на одном дыхании. Мне иногда казалось, что я забывала дышать...
Визуал приятный и отвратительный одновременно. Приятный глазу, всё в едином стиле, яркие акценты, привлекающие внимание. Вызывающий отвращение ассоциациями. Здесь, моё воображение и фантазия дали себе волю.
Но оркестр на сцене - новшество, ещё не виданное мной! Да-да, представляете?! Игра актёров и игра музыкантов. Иногда всё внимание приковано лишь к ним - это невероятно!
Как бы то ни было, точно незабываемая постановка Пермский академический Театр-Театр ! Браво!!!
Смотришь спектакль «Катерина Измайлова», вроде бы сюжет как у Лескова - скучающая купчиха, нелюбимый муж, любовник, убийства, каторга - а по сути - «ловкость рук».
Утрированная сцена изнасилования с гигантской куклой - вызывает омерзение. Приказчик Сергей (Марат Мударисов) с обнаженным торсом, откровенными жестами и движениями добавляет к этому чувство неловкости, отвращения. Куклу растаскивают на части, и они почти весь спектакль находятся на сцене. На них сидят, лежат, используют как мебель. Этакое полное «расчеловечивание».
«Ужасное зрелище»!
«Хотелось выйти и вымыться»
Это мнения моих подписчиков сразу после спектакля. Как правило, они самые искренние.
Страсть, о которой кричит красное платье героини, оборачивается похотью. О любви речи не идет. Любовь она о хорошем. Ее всегда много, хочется любить весь мир. А тут - убийство за убийством. Здесь все о сексе. Но нет страсти.
Интересно было наблюдать, как из Катерины (Анна Сырчикова) лепят образ «серийной убийцы». А полюбовник Сергей и «козел»-свекор (Альберт Макаров) - как бы ни при чем. Хотя один все же попал под жернова страсти, помноженной на страх перед скукой, и стал первой жертвой.
Странно, что сцена смерти невинного ребенка совершенно не затронула. Прошла технично.
На мой взгляд, вместо глубокого спектакля, исследующего психологию героини и логику обстоятельств, получилась иллюстрация. Яркая картинка, которая приковывает взгляд.
Цветная одежда двух антагонистов (художник Ольга Шаишмелашвили)- Катерины и свекра. На самом деле оба они об одном и том же - о похоти.
«Мягкие декорации», напоминающие ватники, меняют цвет- от ослепительно белого (скука - как стерильность) до темного, почти черного (сцена каторги).
Нельзя не заметить в спектакле отсылки к древнегреческим трагедиям - стиль костюмов, хор, маски. В чем трагедия этой постановки? В том, что никого не жалко?
Музыка (композитор Дмитрий Курляндский) спектакля меня удивила и полностью захватила мое внимание. Когда музыканты стали выходить на сцену во время действия, я была заинтригована. Если на сцене появилась скрипка - то жди оркестр (дирижёр Кирилл Бузмаков). Так и оказалось! Специально написанная музыка создавала атмосферу ирреальности, фантастичности.
Отмечаю, что современные спектакли часто все картинка. «Визуально красив», «красивый визуал» - а как это работает на идею? И есть та идея у режиссера?