Серёжа очень тупой

Серёжа очень тупой

Сцена-Молот
Эксперимент
16+
Пушкинская карта для спектакля Серёжа очень тупой
1 час 15 минут; Антрактов: без антракта

Ближайшие показы

31 декабря
15:00
Свободных мест: 80
Купить билет
31 декабря
18:00
Свободных мест: 84
Купить билет
02 января
17:00
Свободных мест: 63
Купить билет
02 января
20:00
Свободных мест: 101
Купить билет
11 февраля
19:00
Свободных мест: 103
Купить билет
27 марта
19:00
Свободных мест: 133
Купить билет
Камерная опера для 5 голосов и оркестра бытовой техники по одноимённой пьесе Дмитрия Данилова

Подробное описание

СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ 16+
Камерная опера для 5 голосов и оркестра бытовой техники по одноимённой пьесе Дмитрия Данилова

Действие происходит в обычной городской квартире, избыточно заставленной разнообразной бытовой техникой. При появлении странных курьеров, которые привезли программисту Серёже таинственную посылку, эта техника чудесным образом оживает и обретает самостоятельное существование, свой в буквальном смысле голос – то ли она «подпевает» курьерам, то ли наоборот, о чем-то предупреждает главного героя...

Пьеса Дмитрия Данилова «Сережа очень тупой» обладает двумя, казалось бы, взаимоисключающими качествами. С одной стороны, это увлекательный скетч, бытовая зарисовка, галерея типажей и ситуаций. С другой же стороны, пьеса многослойна: эксцентричный житейский абсурд оказывается здесь лишь ширмой, прикрывающей предопределенность трагического в жизни. Как это часто бывает в текстах Данилова, автор примиряет два эти качества и по ходу пьесы обращает бытовуху в пугающую метафизику. На вопрос «о чем эта пьеса?», сам драматург отвечает: «Она о том, что в простую, размеренную жизнь самого обычного человека в любой момент может вторгнуться что-то иррациональное, необъяснимое, и с этим иррациональным придется иметь дело и как-то на него реагировать. И от этого может зависеть вся дальнейшая жизнь (или ее прекращение)».

Смысловая амбивалентность, отсутствие дидактичности и занимаемая драматургом позиция наблюдателя создают обширное пространство для интерпретации событий и персонажей пьесы. Кто эти курьеры и курьеры ли они? Почему их трое? Куда при появлении этих пришельцев исчезает весь остальной мир? Почему они пришли именно к Сереже? Почему появление его жены заставляет непрошенных гостей ретироваться? Что и от кого они принесли? И, наконец, что вообще все это было? В легкой, почти комедийной пьесе много проводников в иные жизненные измерения, в сферу противоречивого социально-психологического опыта, где привычное и обыденное сталкивается с непостижимым и смертельно опасным.

Музыкальная партитура оперы Владимира Раннева «Сережа очень тупой» имеет вокальную (5 певцов) и инструментальную составляющие. В роли музыкальных инструментов выступают холодильники, пылесосы, телевизоры, тостеры, плазменные панели, плиты, тренажеры, стиральные и посудомоечные машины, блендеры и пр. – около сотни разнообразных бытовых приборов, чьи звуки собираются в партитуру благодаря особому midi-интерфейсу, созданному специально для проекта. Таким образом, в спектакле помимо вокалистов участвует оркестр бытовых приборов. Причем именно «живой» оркестр, без фонограммы – все инструменты звучат in real time, как традиционные оркестры в операх и мюзиклах.

Продолжительность спектакля 1 час 15 минут без антракта
Премьера состоялась 26 ноября 2023 года

Действующие лица

Все показы
31 декабря
15:00
31 декабря
18:00
02 января
17:00
02 января
20:00
11 февраля
19:00
27 марта
19:00

Постановщики

Драматург – Дмитрий Данилов
Композитор и режиссёр – Владимир Раннев
Музыкальный руководитель постановки – Владимир Никитенков
Художник – Марина Алексеева
Художник по свету – Евгений Козин
Технолог, техническая поддержка – Алексей Грачев, Андрей Строков
Педагог по вокалу – Арина Зверева
Помощник режиссёра – Михаил Коняев

Слова песни – Денис Третьяков

Видео и аудио

Статьи и рецензии

«СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ» В СЕМИ ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Интервью с композитором и режиссёром премьеры камерной оперы «Серёжа очень тупой» Владимиром Ранневым

Веселая наука

«Сережа очень тупой» Владимира Раннева в Перми. Материал Аи Макаровой

Отзывы зрителей

4
Очень необычное, но крайне убедительное решение - даже не знаю, произвёл бы на меня текст такое впечатление, если бы его просто произносили люди? Здесь прямо идеальное попадание. Целый день какие-то фрагменты вспоминаются. Отдельное восхищение композитору и всем ответственным за техническую часть - сложно представить, как можно придумать и настроить партитуру даже для одного прибора, а их было столько!
Подробнее
Юлия Шучалова, зритель (г. Пермь)
Самая неоднозначная постановка для меня в этом сезоне. Камерная опера для 5 голосов и оркестра бытовой техники по пьесе Дмитрия Данилова «Серёжа очень тупой» на малой сцене Пермский академический Театр-Театр - Сцене-Молот.

Пьеса сегодня очень популярная: слышала, что ее поставили в Новосибирском театре также в этом сезоне.

Отметила, что я не одна вышла со спектакля в смешанных чувствах, растрепанная. Его дёрганное, со вспышками, мерное звучание буквально заставляет выйти из комфортного существования, выбивает почву из под ног. Спектакль «Звучит» как нервный тик, как заикание. К слову… у меня действительно задергался глаз к концу действа…

Очень круто выглядит в образе Серёжи актер Никита Курицын. Образ получился очень жизненным. Каждый из нас, наверное, знает такого Сережу-программиста.

В комнате Сережи очень много разной техники, она буквально до потолка заставлена разнообразными бытовыми приборами, которые чудесным образом оживают и обретают самостоятельное существование и превращаются в самый настоящий оркестр.

Постановка как будто говорит о предопределенности трагических событий в нашей жизни, как будто все в нашем окружении начинает нас предостерегать, предупреждать, громко сигнализировать… услышим ли мы эти сигналы?! Но, смею предположить, что этот спектакль, как и любое другое искусство, откликается в каждом своей гранью и своими смыслами… ложится на благодатную почву собственного (так сказать) глубокого мира и опыта. Либо не ложится. Выражающих свой громкий протест этому спектаклю мы заметили в летящей походке-проходке по сцене в сторону выхода ещё до окончания спектакля. Уже Классика для Сцены-Молот. Обожаю и ненавижу. Люблю то, что заставляет немножечко загрузиться, обратиться к первоисточнику, подискутировать в машине на обратном пути домой, немножечко даже повздорить, и читать перед сном интервью с режиссёром-композитором вместо того, чтобы пораньше лечь спать накануне трудовой недели. Обожаю театр за способность выбить тебя из «пены дней». Спасибо!
Подробнее
Лена Несевря, зритель (г. Пермь)
Прежде, чем рассказать о свежей опере "Сцены Молот" с использованием оркестра бытовой техники, мне, наверное, нужны несколько пунктов предыстории.
Во-первых, когда-то на курсе введения в драматургию Д.Данилов (автор текста) сообщил нам, что вообще-то пьесу можно писать как хочется, забыв про все правила, и его "Человек из Подольска" - наглядный пример. Во-вторых, перед спектаклем композитор В.Раннев сообщил, что в эпоху постмодернизма музыка может быть самостоятельным персонажем, субъектом художественного высказывания, и совершенно не обязательно музыка должна складываться только из нот (если не согласны, то как насчёт музыки ветра?). А в-третьих, "Сцена-Молот" - площадка экспериментальная, и этим всё сказано. Вот с этими посылками мы и начнём.

"Сережа очень тупой" - чистый эксперимент, созданный профессионалами. Сразу: мне было трудно (не в тексте - в основном в музыкальном материале). Но интересно. Местами даже залипательно. Было и смешно, и грустно, и даже страшненько (всё-таки Данилов умело жонглирует шариками разных настроений). Я столкнулась с произведением, на котором уж точно не отдохнешь. Некоторые (редкие) зрители голосовали ногами, но те, кто остался, прикоснулись к живому творчеству, к смелому высказыванию, к неожиданному пересказу и переосмыслению исходного текста пьесы. Сережа, конечно, не тупой. Здесь он напуган, растревожен, недоумевает. В принципе он находится в той же позиции, что и зрители, к которым вышла опера. Язык Серёжи сливается с клацаньем клавиатуры, он как будто разучился говорить внятно, а речь курьеров напротив ясна и понятна (хоть и не понятна местами совсем). Или, например, душа: у кого её больше - у курьеров, которые "всё делают с душой" или у домашней техники, которая собирается в хор вокруг ноутбука? Или у жены Серёжи? Есть о чем подумать. Разбередили.

С другой стороны можно и не думать, а, например, увлечься технологическим аспектом: как техника включается и выключается, по какой партитуре, почему такой набор (состав хора)?

В общем, идти или не идти - решать вам. А вот что точно могу и хочу посоветовать: ходите на неоднозначные спектакли, будоражьте воображение и органы чувств, заставляйте мозг в театре работать. Это полезно. (А если разгадаете замысел постановщиков, ещё и приятно.)
Встреча с искусством по-прежнему труд. За это большое спасибо.
Подробнее
Светлана Чекулина, зритель (г. Пермь)
Спектакль не просто не понравился. Я в лёгком шоке от того, какой материал сейчас используют при создании спектакля. Театр абсурда, пища для размышлений, сами размышляете, что хотел сказать автор и хотел ли он вообще что-то сказать, что вообще происходит на сцене. Но ситуация высосана из пальца: произошла беда и Сережа очень тупой. Всё. О чем тут размышлять? Скучно. Эмоций повествование тоже особо не вызвало, кроме раздражения из-за необходимости постоянно следить за текстом от проектора и мигающих мониторов компьютеров. Ни уму, ни сердцу, если коротко.
Подробнее
Татьяна Трушникова, зритель (г. Краснокамск)
Оставить отзыв